12:55 | 11.6.21

В Узбекистане сформируют рейтинг школ и академических лицеев

По постановлению Кабмина «О мерах по определению рейтинга общих средних и средне-специальных образовательных учреждений» от 6 июня этого года, в республике сформируют рейтинг школ и лицеев. Об этом сообщает корреспондент Взгляд.uz. 11 июня на пресс-конференции в АИМК глава Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабмине Улугбек Ташкенбаев назвал критерии, по которым будут оценивать […]

В Узбекистане сформируют рейтинг школ и академических лицеев
Фото: Пресс-служба президента

По постановлению Кабмина «О мерах по определению рейтинга общих средних и средне-специальных образовательных учреждений» от 6 июня этого года, в республике сформируют рейтинг школ и лицеев. Об этом сообщает корреспондент Взгляд.uz.

11 июня на пресс-конференции в АИМК глава Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабмине Улугбек Ташкенбаев назвал критерии, по которым будут оценивать образовательные учреждения и утвержденные положения о порядке определения рейтинга.

Подсчет рейтинговых показателей будет проводиться по следующим принципам:

  • баллы всех общеобразовательных учреждений, участвующих в рейтинге, рассчитываются отдельно по каждому критерию;
  • общеобразовательному учреждению с наивысшим результатом по соответствующему критерию будет присвоено наибольшее количество баллов, установленных по этому критерию;
  • баллы всех остальных общеобразовательных учреждений рассчитываются по отношению к сумме баллов общеобразовательного учреждения с наивысшим баллом;
  • рейтинг общеобразовательного учреждения определяется на основе суммы баллов, рассчитанных по каждому критерию.

А рейтинг академических лицеев будет определяться по следующим показателям:

  • соотношение количества претендентов, подавших документы для поступления на учебу, к установленному параметру приема (конкурсному показателю);
  • доля учащихся, поступивших в высшие учебные заведения;
  • доля учащихся, победивших (занявших призовые места) в престижных международных и республиканских предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях в год определения рейтинга;
  • процент учащихся, имеющих национальные или международные сертификаты об уровне знаний иностранного языка и предметов;
  • доля педагогов в основном штате, получивших научные степени, имеющих национальный или международный сертификат о знании иностранного языка и предметов;
  • доля иностранных педагогов, а также местных педагогов, владеющих дипломами высших учебных заведений, включенных в топ-1000 в рейтингах международно-признанных организаций;
  • духовно-просветительская и учебно-воспитательная среда в академическом лицее (на основе работы, проделанной в рамках пяти инициатив, выдвинутых президентом).

Согласно постановлению, инспекция по образованию каждый год до 1 сентября будет объявлять совместно с Министерством народного образования рейтинг общих средних образовательных учреждений в разрезе районов, городов, Каракалпакстана, областей и Ташкента. А также совместно с Министерством высшего и средне-специального образования рейтинг академических лицеев.

При оценивании деятельности председателя Совета министров Каракалпакстана, хокимов областей и Ташкента, района или города и их советников по вопросам образования и воспитания будут учитываться результаты рейтинга школ. Они будут оцениваться по таким показателям, как:

  • первый показатель – уровень подготовки и качество образования выпускников школ по общеобразовательным предметам. При этом учитываются набранные выпускниками баллы при поступлении в вузы и доля поступивших туда.
  • второй показатель – уровень владения учащихся иностранными языками;
  • третий показатель — занятость выпускников 11-х классов, формирующийся на основе данных министерств и ведомств, в системе которых находятся общеобразовательные учреждения;
  • четвертый показатель – доля совершённых среди учащихся образовательных учреждений преступлений согласно информации Генпрокуратуры;
  • пятый показатель – качество (потенциал) школьных педагогов. Учитывается, сколько процентов от общего числа учителей являются учителями высшей и первой категорий;
  • шестой показатель – уровень владения педагогов иностранными языками: сколько процентов от общего числа учителей имеют национальный или зарубежный сертификат;
  • седьмой показатель оценивается по объему дополнительных расходов из вырученных средств районного, городского местного бюджета для поддержания материально-технической базы и учебно-воспитательной среды школ по данным Минфина;
  • восьмой показатель учитывает духовно-просветительскую и учебно-воспитательную среду в образовательном учреждении: работы, проделанные в рамках пяти инициатив, выдвинутых президентом.

Директорам общеобразовательных учреждений, занявших первое место в рейтинге в разрезе района или города, будет предоставлено единовременное стимулирование в размере 10-кратного минимального размера оплаты труда (7 млн 473 тысячи сумов) за счет средств местного бюджета.

В процессе подбора индикаторов, определяющих рейтинг школы, была изучена методика оценки рейтинга общеобразовательных учреждений в таких странах, как США, Российская Федерация, Япония, Австралия, Швейцария, Нидерланды, Канада и Украина. К процессам разработки национальных рейтинговых индикаторов привлекли методистов-предметников, квалифицированных педагогов и представителей соответствующих министерств и ведомств.

Кроме того, постановлением также были утверждены отдельные критерии оценки деятельности директора школы, его заместителей и педагогического коллектива. Для формирования базы данных по определению рейтинга рабочими группами каждый год инспекция по образованию совместно с МНО выберет путем жеребьевки общеобразовательные учреждения, где проводятся социальные опросы и контрольные работы на основе международных исследовательских вопросов TALIS.