Нужны ли крематории Узбекистану: четыре представителя религиозных конфессий выразили мнение о кремации

Взгляд.uz попытался разобраться, зачем стране крематории и кто будет пользоваться данной услугой.

Нужны ли крематории Узбекистану: четыре представителя религиозных конфессий выразили мнение о кремации

Что такое крематорий?

Крематорий – учреждение, где находится печь для сжигания умерших. Обычно, крематории располагаются недалеко от кладбищ или за пределами городов. Тело сжигается в специальной высокотемпературной печи, после чего, останки перемалывают в прах. Его собирают и упаковывают в урну, которая передается родственникам умершего для захоронения или помещения в специальное место.

Иногда члены семьи могут присутствовать при самой кремации, или при начале процедуры. Некоторые существующие на данный момент крематории также включают в себя часовни или специальные прощальные комнаты.

На Западе кремация популярна по причине экологической безопасности, более свободных социальных взглядов и уменьшения финансовых затрат.

В июне 2020 года Алматы разыграл тендер на строительство крематория. В Казахстане еще с 1987 года велись переговоры о строительстве крематория. Страна планирует запустить услугу кремации осенью 2021 года.

В Кыргызстане уже на протяжении определенного времени появляется вопрос запуска услуги кремации, но пока строить крематорий на территории страны никто не собирается, однако данные вопросы периодически всплывают в СМИ.

Что о кремации думают экологи?

Заместитель председатель экопартии Саидрасул Сангинов считает, что тема крематория для Узбекистана не актуальна.

«Кремация – это частное желание, мнение усопшего или его родственников. Но первое, на что нужно смотреть: обычаи и традиции. Вопрос экологии второстепенен. Если по традиции нужно хоронить в землю, то хоть убейся, будут хоронить в землю», – рассказал эколог.

По его словам, кремация для нашего населения, где большая часть мусульмане и христиане, не предусмотрена традициями и религией. Кремация практикуется в Индии и в некоторых странах, где позволяет религия.

Эколог сказал, если смотреть на практику захоронения со стороны экологических аспектов, то воздействия на землю имеются, но здесь больше проблема локальная.

Он заявил, что не видел где-либо информацию о том, что стандартные похороны причиняют вред природе, окружающей среде или подземным водам. Существуют специальные процедуры для обеспечения безопасности из-за различных медицинских показателей. Эти вопросы с определенными требованиями нуждаются в эпидемиологических показаниях.

Проблема нехватки мест на кладбищах или недостаток территорий еще не стоит остро перед узбекистанцами.

«Здесь проблема касается не экологических аспектов, а нехватки земли. Естественно, в мегаполисах, вроде Ташкента, кладбища уже заполнены. Новые кладбища появляются, но эта проблема урбанистического характера, а не экологии», – отметил эколог.

В любом случае, он считает, что технология кремации не получила бы популярности среди нашего населения. Смысла в создании крематория он не видит.

Что о кремации говорит ислам?

Заместитель муфтия, председателя Управления мусульман Узбекистана Иброхимжон Иномов рассказал, что по законам шариата тело умершего хоронят. Сжигать мёртвых противоречит канонам ислама.

«В хадисах Пророк Мухаммад (саллаллоху алайхи васаллам) сказал следующее: «Сломать кость умершему человеку подобно тому, что её сломают живому»», – сказал Иброхимжон Иномов.

По словам заммуфтия, доказательством необходимости погребения является также тот факт, что со времён Адама и до настоящего времени люди хоронили мёртвых в землю, и обвиняли тех, которые не делали этого.

«В Коране рассказывается о том, что произошло между двумя сыновьями Адама, которые пожертвовали часть своего имущества для того, чтобы приблизиться к Богу, но Всевышний Господь принял пожертвование только Авеля. Каин из-за зависти и злобы убил своего брата», – рассказал он.

Иброхимжон Иномов также поведал, что Всевышний Аллах говорит в Коране: «Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих» (аяты 30-31 суры Аль-Маида).

Из этого аята становится ясно, что предание тела земле – это древняя божественная заповедь.

Что о кремации говорит христианство?

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, также рассказал об отношении христианства (Православия) к кремации.

«У нас нет правила кремации людей. У нас есть древняя традиция, когда человек отошел к Господу, предавать его земле, как говорится в Библии: «Земля еси, и в землю отыдеши». Для этого у нас есть специальный чин погребения. На могиле усопшего мы даже запечатываем гроб до второго пришествия Христа Спасителя. Мы верим, что человек во время второго пришествия Иисуса Христа воскреснет и телом и душой, и предстанет перед Страшным судом», – рассказал митрополит.

По его словам, кремация – это новая тенденция в современном обществе. Кто-то из родных усопших решает делать кремацию по разным причинам: у кого-то нет денег (хотя и за эту процедуру нужно неплохо заплатить) или в том случае, если человек находится за рубежом и легче перевезти сюда его прах. В общем, находят всякие причины, чтобы это совершить.

Также, он считает, что у нас в стране есть огромные пустующие земли. Их можно будет выделить под новые кладбища в случае нехватки мест на имеющихся. Популярность кремации, по мнению владыки Викентия, чрезвычайно велика. Но он говорит, что эта традиция неправильная и взята из других культур и народностей.

«Нам же нужно придерживаться своих традиций погребения, как это принято с древних времен. Мы должны сохранить нашу традицию. Традиция захоронения богата как с мусульманской стороны, так и с христианской. К сожалению, идет наплыв новых чуждых тенденций. Для православного человека крематории не нужны. Но сейчас все делают деньги. И если кто-то из предпринимателей считает, что это выгодно, то он будет строить крематорий и сжигать всех и вся. Сребролюбие [жадность к деньгам – прим. ред.] не имеет границ», – отметил архипастырь Ташкентской епархии.

По словам митрополита Викентия, если столько лет и веков людей хоронят и никакого вреда это не приносило природе и экологии, то и дальше этого не будет. Как он подметил, если бы процесс захоронения был новым, тогда вопрос экологии стоило бы поднимать. А когда люди видят, что веками тела хоронили, и никакого вреда до сих пор не было, то и об экологии вопрошать не нужно.

Что о кремации говорит иудаизм?

Представитель Ташкентской еврейской религиозной общины Дмитрий Бакман говорит, что в иудаизме тело должно быть погребено.

«Сжигать тело нецелесообразно. Мир сотворили не в нынешнее время, к счастью. И есть вещи, через которые переступать нельзя», – сказал Дмитрий Бакман.

Он также поведал, что зачастую, люди просят похоронить их в то место, где захоронены мама, папа или бабушка. После смерти, похоронной процедурой занимаются родственники или люди в синагоге.

«Кремация категорически  не приветствуется. Да, мир меняется, но в иудаизме сжигать тело не принято», – заявил Дмитрий Бакман.

Также он прислал несколько статей о кремации в иудаизме. В одном из этих материалов была указана еще одна  важная причина, почему иудеи категорически не приветствуют кремацию – это Холокост. Для евреев, чьи родные были убиты во время геноцида, крематории являются воспоминаниями всех тягот, которые пришлось пережить этому народу, говорится в статье.

Что о кремации говорит буддизм?

Администратор буддийского храма в Ташкенте Ольга Нам сказала, что в буддизме приветствуется сжигание тел, но так как большая часть буддистов была завезена в Узбекистан, им пришлось приспосабливаться к местным устоям.

«Наш монах хотел бы построить большой храм, чтобы был крематорий и ритуальные услуги, но пока таких возможностей нет, как и территорий», – говорит Ольга Нам.

По ее мнению, кремация была бы актуальна для тех, кто уезжает из Узбекистана, потому что каждый смог бы забрать прах родственника с собой.

Однако, она полагает, что должна быть разработана определенная технология. Крематории в Южной Корее и Тайланде построены при буддийских храмах.

«Здесь как-то поднимался вопрос крематория, но в итоге, ничего не предприняли. Людей становится больше, площади кладбищ расширять нельзя. Мне кажется, что построить крематорий в Узбекистане, было бы неплохо», – отметила представительница буддийского храма.

Она рассказывает, что в Южной Корее существуют специальные кладбища, где содержат урны. Они стоят на определенных полочках с именем человека, и не занимают много места. Вокруг все чисто и аккуратно, можно также помянуть человека.

«Если здесь на кремацию дали бы добро, то постепенно эта практика бы развивалась. Наш монах хотел бы крематорий. Это нужно. Он считает, что это чище и экологичнее. Постепенно, я думаю, это должно прийти и сюда. Чтобы положить тело в могилу к родственнику, должно пройти определенное время. А мне было бы немножко не по себе, если бы меня положили туда же», – заканчивает Ольга.

Так нужно или нет?

Сегодня кремация обязательна в странах Юго-восточной Азии, широко распространена в Европе и Северной Америке. В Чехии кремируют около 95% умерших, в Великобритании – 69%, в Швеции 64%, в Австралии 48%.

В России первый крематорий открылся в 1927 году в Москве. Они продолжают открываться в разных городах.

Нужен ли крематорий Узбекистану? Вопрос нехватки мест на кладбище пока что не стоит остро перед узбекским обществом. Кремировать или нет – решать каждому отдельно. Но подумать об этом стоит заранее. В любом случае, кремация – это выбор каждого.

Автор: Дарья Пензова

Поделиться
Отправить
Твитнуть