Билет в прошлое. История возникновения музея паровозов в Ташкенте и почему он находится на грани исчезновения

Билет в прошлое. История возникновения музея паровозов в Ташкенте и почему он находится на грани исчезновения

Фото: Зухра Максудий

Паровоз был первым транспортом, который передвигался по рельсам, уникальное изобретение созданное человеком, чью роль трудно переоценить. Благодаря локомотиву появился железнодорожный транспорт. С XIX по середину XX века транспорт сыграл большую роль в подъеме экономики во всем мире. Их постоянно совершенствовали. К примеру, есть паровозы без котла и топки, с турбиной вместо двигателя и так далее. Но позже ему пришлось уступить тепловозам и электровозам, которые были экономичнее. Во многих странах паровозы продолжают свою работу.

Фото: Зухра Максудий

История

Во время юбилея Среднеазиатской железной дороги, в Ташкенте были представлены локомотивы. Выставка очень впечатлила жителей и гостей столицы, по многочисленным просьбам было решено сохранить ее.

Так, 4 августа 1989 году был открыт Ташкентский музей железнодорожной техники при Центральном Дворце культуры железнодорожников.

Музей входит в мировую ассоциацию технических музеев железнодорожного профиля. Под открытым небом выставлены 17 тепловозов, 13 паровозов, 10 вагонов, 3 электровоза, а также образцы ремонтно-строительной техники.

В Ташкентском музее железнодорожной техники были проведены реставрационные работы, благодаря которым был обновлен входной комплекс, а также восстановление экспонатов.

Фото: Зухра Максудий

Экспонаты

Самый старый паровоз, который был в музее, это локомотив Ов («Овечка»), с мощностью 700 лошадиных сил, развивавший скорость 55 км/ч. Экспонат на данный момент находится в парке «Победы». Самым мощным является П36, с мощностью примерно 3000 лошадиных сил. Был спроектирован Ефимом и Макаром Черепановыми. А образец нового поколения маневренный тепловоз мог разгоняться до 60 км/ч.

В отдельном вагоне, размещен небольшой музей истории железной дороги. Помимо карт и макетов отслеживающих рельсовые пути, можно увидеть образцы средств связи, которые раньше использовались при прохождении железнодорожного транспорта.

Также в музее есть телеграфный аппарат Морзе, с принципом работы которого вас могут ознакомить. Можно увидеть ручные и электрические компостеры, благодаря которым кассиры пробивали даты отбытия и прибытия поездов, различные денежные купюры, и многое другое.

Фото: Зухра Максудий

Особенно внимание привлекает электрожезловая система Д.С. Трегера, благодаря которому обеспечивается движение локомотивов на однопутных линиях. Жезл служил разрешением транспорту на занятие перегона. Керосиновый фонарь, который также есть в музее, помогал в работе железной дороги.

В музее вам объяснят работу паровоза. Он состоит из трех составных частей – тендер, в который помещался уголь и вода, кабина машиниста где имелась топка и котловая часть. Благодаря энергии пара, паровоз двигался. Для успешного продолжения пути, стояли водонапорные башни, благодаря которым транспорт снабжался водой. Образец можно увидеть возле музея.

Фото: Зухра Максудий

Стоимость билетов в музей:

  • Для взрослых — 6000 сумов;
  • Для детей дошкольного возраста, инвалидам, участником ВОВ – вход свободный;
  • Ученики школ – 3000 сумов;
  • Ученики колледжей и лицеев – 3500 сумов;
  • Студенты ВУЗов – 4000 сумов.

Выходные в музее по понедельникам и вторникам, а режим работы со среды по воскресенье: 9:00 — 18:00, перерыв 13.00 — 14.00.

В музее вы можете провести обзорную экскурсию. Познакомиться с историей появления самого популярного транспортного средства во всем мире на выдающихся объектах. Оформление в стиле восточных традиций поможет вам окунуться и прочувствовать эстетику тех времен.

Фото: Зухра Максудий

К огромному сожалению, по слухам, легендарный музей, из-за отсутствие прибыли могут снести, а экспонаты будут сданы на металлолом. На его месте планируется постройка бизнес-центра.

Как говорят, содержать такой музей затратно и трудно, но почему-то выделяемые средства не доходят до администрации музея.

Нынешние подростки — возможно, последние, кто видел этот музей и смогут запомнить его надолго.

Автор: Максудий Зухра

МИР