Сколько зарабатывают программисты в мире и почему код ошибки 404?

Взгляд.uz поговорил с программистом из Ташкента, который успел поработать в банке "Тинькофф", а теперь пробует себя на немецкой земле.

Сколько зарабатывают программисты в мире и почему код ошибки 404?
Фото: itkvariat.com

С развитием технологий, появились новые профессии, без которых на данный момент сложно представить нашу жизнь. Одна из нововведенных ремесел – программист. Сайт, на котором вы читаете статьи и новости; игры, в которые вы играете; приложения, которыми вы пользуетесь – всё это дело рук программистов.

Взгляд.uz решил поговорить с программистом Игорем, который успел поработать фрилансером в Ташкенте, переехать в Питер и обосноваться в банке «Тинькофф», а теперь он пробует себя в Германии.

Игорь рассказывает, что в IT не только программируют. На сегодняшний день, программирование охватывает много областей и направлений. К примеру, есть сфера бизнеса, где заказчики заявляют о своём желании открыть систему заказов продуктов онлайн, а есть сфера графики, которая применяется в играх, чтобы создать персонажа.

В IT сегодня не только программируют. Это больше чем писать код. Чем занимаюсь я? Моя позиция – инженер. Я знаю два языка программирования и разные инструменты, которые помогают мне в работе. Я конкретно работаю в области бизнеса. Есть заказчик, который хочет чтобы у него была система в которой, например, чтоб клиенты могли простейшим способом заказывать продукты. Он находит нашу студию, которая разрабатывает софт, веб-сайт, подписки, акции. Разработчики игр, к примеру, занимаются графикой и математикой

Игорь также рассказывает, что есть программисты, которые работают в направлении информационной безопасности. Такие люди должны заниматься безопасностью систем. Они специально ломают её, смотрят, смогут ли данные уплывать, потому что сегодня с данными очень строго и есть большое наказание за взломы серьёзных сайтов. Вот за этим очень хорошо следят.

Игорь же, занимаясь бизнесом, имеет навыки технического программирования, разработки и бизнеса.

У заказчика есть цели, которые он хочет достичь. Я их слушаю, понимаю и дорогу к целям прорабатываю вместе с командой. Мы должны выяснить, какую цель несёт за собой каждая кнопочка, хочет ли заказчик сервис, который рассылаем мэйлы. Дальше мы пишем месяц коды, прорабатываем цель, рисуем модели, схемы. Всё это постоянно обсуждается. Мы принимает решения, почему и что должно быть в определённом стиле и реализуем это. Сам факт программирования – самый последний шаг во всём процессе.

Если говорить проще, то Игорь занимается реализацией бизнес-идей с помощью технологий. Не бывает так, что программист работает на одном языке. Технологии смежные и всё зависит от самого разработчика. Он специализируется на определённых областях, делает выводы, разрабатывает интерфейсы. То есть он умеет как минимум, понимать работу и как с ним работать, как воспринимаются цвета, будет ли это нравится человеку.

Сфера программирования – обширная и именно ты делаешь акценты. То есть, я научился программировать, но это всего лишь навык. Сегодня быть программистом – этого мало. То, что ты умеешь программировать, не делает тебя разработчиком. Этого недостаточно. Бизнес – это самая повсеместная разработка. Остальные части очень специфичные зоны. Допустим, в Ташкенте, есть маленькие студии, где работает от 10 до 150 человек. 15 человек может разрабатывать одну игру на IOS или Андроид, и это очень маленькая часть всей разработки. 85% – это бизнес сфера, ещё 5% – графика и остальные проценты на другие сферы. Это всё реалии нашей профессии

Изначально Игорь поступал в ташкентский университет на направление менеджмента, но ему не хватило баллов для зачисления в вуз. По прошествии времени он даже рад, что не получил образование менеджера, ибо, по его словам, из него менеджер «никакой». В итоге, он закончил Малазийский вуз по направлению программной инженерии, что стало отправной точкой его дальнейшего пути.

Исходя из своего опыта, Игорь может судить, что научиться программированию, в принципе, может каждый. Но извлекать из этого денежную прибыль – совсем другой вопрос.

Этому можно научиться, понять базовые правила, создавать простые приложения, но продавать их и монетизировать не все могут, для этого нужно особое сознание. Вопрос о математике часто появляется на популярных ресурсах, где тусуются айтишники. Графика строится на формулах, координатах и отражениях. То есть, если разрабатываешь игры, ты обязан знать математику. Тоже самое в банке, тебе нужна математика для бухгалтерии и статистики. Без математики не обойтись.

Что такое язык программирования?

Помимо человеческого языка, есть и язык программирования. Игорь объясняет его на примере рецепта блюд.

По рецепту, ты берешь муку, яйца, взбиваешь, соединяешь с мукой, добавляешь пряностей и прочее. И вот то, что делаешь пошагово, тоже самое есть и в программировании. Это тот же самый рецепт, только конечный результат иной. Приготовить торт — это алгоритм и пошаговые действия. И это действия, которые выполняются чтобы достичь цель.

Язык программирования, проще говоря, нужен для того, чтобы заставить компьютер делать то, что ты хочешь. К примеру, Игорь напишет программу и внутри текста вставит определённые конструкции, которые идут на сайт, и сайт их считывает.

Это, возможно, сложно прозвучало, но язык программирования – это инструмент пошаговых действий.

С чего начать?

Игорь советует начать с представления о программировании. В учебных учреждениях будет не лишним разобраться для начала, какие есть «внутренности» компьютера. Далее понять, что такое формат данных, их разнообразие и приступить к изучению простого языка программирования. Например, язык программирования Python достаточно лёгок, но перед этим нужно освоить грамматику языка.

Чтобы писать на нём, нужно знать правила этого языка. Прочесть книгу для начинающих будет уже хорошим первым шагом. Во время обучения многие термины могут быть непонятны, но это нормально.

Образование, конечно нужно, но оно будет не просто учить программированию, а именно, быть инженером. Программировать можно научиться и самому, а вот понимать инженерное дело – сможет только университет. Я рекомендую хотя бы закончить бакалавр. В основном, люди не начинают программировать самостоятельно. Когда мне было 16-17 лет я возился с компьютером, но не программировал. В первый год обучения нормально не понимать многих деталей и не нужно пытаться понять всё в программировании. Иногда я подходил к преподавателям задать какой-то вопрос, но мне отвечали, чтобы я пока даже не пытался понять какую-нибудь конструкцию. Всё понимание происходило на протяжении учёбы.

Какие различия в программировании есть в разных странах?

Игорь работал в США после окончания университета. Это была его стажировка и на тот момент опыта у него было мало. В Америке он устроился в компанию, где работало сто человек и Игорь был в отделе разработки. Там были люди, которым было около 50 лет, а Игорю тогда было всего 22. Соответственно, попадались закостенелые сотрудники, которые не любили новые технологии. В программировании появляются новые методы разработки, и если сравнить, это тоже самое, что если ты придёшь к врачу со старыми методами, которые не хотят пользоваться новыми.

В Америке командная работа собирается, чтобы решить, какие шаги будут предпринимать первым делом, после всех диалогов, приступают к работе, но ещё не начинают программировать. Тот разработчик, который идёт сразу писать код – это плохой разработчик. Сначала он должен подумать, что и как сделать, набросать план, будто скетч. Поговорить с коллегами, что они думают по разным поводам, принять решения. Потому что программирование – командная работа, особенно в больших компаниях.

Российские, американские и немецкие айтишникии крутятся в одной сфере. В Узбекистане система немного другая. Я могу спокойно работать с англичанином или бразильцем. У нас есть общее коммьюнити и платформа, где крутятся все разработчики. Мы спокойно критикуем друг друга, дополняем. Это те проекты, которые могут увидеть все в мире и мы помогаем развиваться друг другу. Нельзя сказать, что работа американцев как-то сильно отличается от россиян. Контраста сильного нет, но всё зависит от команды и менеджмента. Модель правления людьми очень похожа.

Игорь рассказывает, что существуют различные стили управления. В Америке есть компании, которые выжимают все силы из тебя. Они настолько капиталисты, что нужно ночью зайти и починить сервер. С немецким если сравнивать, то здесь менее капиталистический стиль. Они беспокоятся больше о командной работе.

Бывают моменты, когда я сам сижу допоздна на работе, но это моё личное желание. Я чувствую, что должен помочь команде, иначе ей будет тяжело. Но это моё желание, а в США всё иначе. В Америке ты остаёшься, потому что теряешь деньги бизнеса. В Германии всё по либеральному, например, можно спокойно вести беседы с начальством. В России стиль другой, есть иерархия, где у босса есть босс, у которого есть ещё один босс. И поговорить с главным на прямую у тебя не получится. В Узбекистане также, босс – это нечто недостижимое и респектабельное. Чем глубже иерархия, тем сложнее будет общаться с руководством и решать какие-то моменты.

А что по зарплате

Всё зависит от местного рынка и уровня жизни в стране. По словам Игоря, больше всего можно заработать в США. В России тоже можно неплохо заработать, но меньше чем в Европе или Америке.

В Узбекистане старший разработчик может заработать приблизительно $1 600. Это хороший разработчик, который будет подавать отличные идеи. Аналогичный разработчик в России будет стоить $3 000. То есть, почти на $1 500 больше. Такой же разработчик в Германии уже будет стоить €6 000, а в США $7 000.

€6 000 в Германии отличные деньги, но здесь совсем другие налоги и цены. Конечно, $1 600 в Ташкенте тоже отлично, но в Узбекистане и уровень трат будет ниже. Ценовые градации очень яркие.

Игорь объясняет, что чем больше ты обучаешься и несёшь ответственность – тем будет выше твоя зарплата. Также это зависит от того, какую роль ты выполняешь. Программист зарабатывает мало, поэтому ему нужно выбирать определённое направление. Тогда ты уже полноценная единица, которая выполняет задачу. Игорь получил сертификат от Amazon и сейчас он программист-архитектор, который предсказываем риски, расширяет систему, предсказывает будущую работу того или иного софта, реализовывает её и коммуницирует с заказчиками и командой.

Зарабатывал я в Ташкенте хорошо для Узбекистана, но мало для европейского рынка. Для жизни в Узбекистане мне спокойно хватало и жил я финансово достойно. Это были $1 400 в месяц и для Ташкента на тот момент это были хорошие деньги. Но если брать в расчёт Россию, то это грань младшего разработчика, или среднего. Конечно, зависит ещё и от того, в какой бизнес ты попадёшь. Если в большую компанию – то будут большие зарплаты, если в маленькую – то меньше.

Игорь же попал в России в банк Тинькофф и зарабатывал очень хорошо как по нашим, так и по российским ценам. Но если, например, поехать в США на ту же обязанность, или устроиться в Google, зарплата повыситься до $8 000-$10 000. В Тинькоффе Игорь проработал 2,7 года и в основном занимался в рекламном отделе. Сейчас он занимается продуктовой разработкой, то есть, какими-то приложениями или сайтами, которые зарабатывают деньги через бизнес-продукт.

Девушки в программировании

За всю карьеру Игоря, он пересекался только с тремя. Эта сфера всё ещё очень стигматизирована. IT-сфера полна сексизма.

Я стараюсь не быть таким и считаю, что это неправильно. Но я замечаю постоянно, какое мнение коллег о девушках в программировании. Иногда, если в компании есть девушки и они предлагают какие-то идеи, насколько бы хорошие они не были, серьёзно к ним относиться не будут и будут искать другое решение вопроса. Конечно, так не всегда, однажды я был на собеседовании у девушки-архитектора, а это высший стаж разработчика. Она была грамотная и компетентная.

Игорь объясняет, что в IT-сфере девушки есть, но высокие позиции они не занимают. Например, в США работала одна программистка и одна тестировщица. Тестировщик – это не разработчик, но это всё ещё относится к IT. В России ситуация была похожа. В подобных компаниях, однако, можно встретить девушек-дизайнеров.

Мы сейчас целенаправленно ищем программистку в нашу команду. Именно женского пола, но никто не приходит. Нет людей. Такие условия появились, потому что в Германии на работе требуется баланс женщин и мужчин. Но никто не возмущается, все понимают и принимают это требование.

Почему ошибка 404?

Версия HTTP в 1992 году включала коды из трёх цифр. Первая означала сообщения: 1 – информационное, 2 – успех, 3 – перенаправление, 4 – ошибка клиента, 5 – ошибка сервера. Эти коды мы обычно не видим, потому что цифры складываются в содержимое страниц. А вот с ошибкой 404 сталкивается каждый пользователь, потому что неправильно введён адрес страницы. Цифра 4 – означает ошибку, поэтому мы все так часто сталкиваемся с 404.

Что нравится и что не нравится в профессии?

По мнению Игоря, работа программиста очень творческая. Можно создавать конструкции, разные вариации, свой особенный стиль и всё это превращается в некое искусство. Условно, у тебя есть кисть, мольберт и ты создаёшь, также и в программировании, если у тебя есть компьютер и базовые знания.

Я создаю рисунок, который уникален. Здесь есть большая возможность делать так, как ты видишь.

Как и в любой другой профессии, здесь тоже есть свои минусы, например, рутинная работа. Разработчикам помогают утилиты, занимающиеся этой самой рутинной работой. Иногда есть много задач, которые нужно решать и следует оградиться от всего мира, потому что требуется сильная концентрация. Во многих компаниях есть свои некие “аквариумы”. Это место, которое ты можешь забронировать, где никто не будет разговаривать и можно быть полностью погружённым в работу.

Никогда не бейте разработчика по спине, вы можете его напугать. Некоторые работают в наушниках и слушают музыку, чтобы концентрироваться, а некоторым нужны как раз “аквариумы”, чтобы никто не отвлекал. Диктатура и надменное управление тоже мешает работе и убивает весь процесс. Такие компании, обычно, не расширяются.

Поделиться
Отправить
Твитнуть