20:33 | 29.9.21

Что нас ждет на выборах 2021: на вопросы отвечает заместитель директора исследовательского института правовой политики при Минюсте

Чем заняты партии на данный момент и за кого голосовать?

Что нас ждет на выборах 2021: на вопросы отвечает заместитель директора исследовательского института правовой политики при Минюсте

Одним из важнейших общественно-политических событий нынешнего года в Узбекистане, имеющим ключевое значение для дальнейшего устойчивого развития нашей страны, являются предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан. За последние годы в национальном избирательном законодательстве произошли серьезные изменения. Выборы Президента впервые пройдут на основе Избирательного кодекса, принятого в 2019 году. Вместе с изменениями появились и вопросы, касательно предстоящих выборов. Ответы на них дает Расулев Абдулазиз Каримович — доктор юридических наук, профессор, заместитель директора исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Насколько учтены в нашем новом избирательном законодательстве требования международным норм?

То, что за последние годы избирательное законодательство Республики Узбекистан поднялось на новый качественный уровень, неоднократно было отмечено многими ведущими национальными и зарубежными экспертами на различных международных площадках. Естественно и наш Исследовательский институт правовой политики при Министерстве юстиции тоже не остался в стороне при разработке принятого в 2019 году Избирательного кодекса Республики Узбекистан. Данный документ воплотил в себе нормы и принципы пяти законов и десятка подзаконных актов о выборах, среди которых законы: «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» и «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан».

Избирательный кодекс был подготовлен с учетом опыта более 50 зарубежных стран мира, научных исследований в данной сфере, рекомендаций миссий международных организаций по наблюдению за выборами, в том числе Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, Всемирной ассоциации избирательных органов и Венецианской комиссии.

Прошедшие в 2019 году парламентские выборы продемонстрировали, что в стране сформировалась принципиально новая политическая обстановка, способствующая поднятию демократических реформ на качественно новый уровень. Наряду с приобретением полезного опыта были выявлены некоторые пробелы в законодательстве и практике, ожидающие своего решения. В частности, необходимо было устранить выявленные недостатки и имплементировать в национальное законодательство отдельные рекомендации международных организаций и зарубежных наблюдателей.

Например, после парламентских выборов 2019 года, исходя из рекомендаций Миссии наблюдателей ОБСЕ в Избирательный кодекс было внесено 11 изменений:

  1. Прежде всего исключены функции избирательных комиссий по организации встреч кандидатов с избирателями. Проведение предвыборной агитации отнесено непосредственно к деятельности политических партий,
    а вмешательство избирательных комиссий в эту работу определено как несвойственная для них функция.
  2. Наряду с этим запрещено использование государственных ресурсов, в том числе использование своего служебного положения в период предвыборной агитации.

Так, в соответствии со статьей 44 Избирательного кодекса, должностным лицам органов государственной власти и управления, органов исполнительной власти на местах во время предвыборной агитации запрещается использовать должностное и служебное положение в пользу или против любого кандидата.

С учетом национального и зарубежного опыта законодательно закреплен запрет агитации государственным служащим (если он не является доверенным лицом), а также военнослужащим, сотрудникам религиозных организаций, судьям. Это еще один из важнейших шагов на пути обеспечения беспристрастности, законности и справедливости выборов.

  1. Исключена норма, ограничивающая участие в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления. Таким образом, в соответствии с международными принципами по проведению демократических выборов, Узбекистан предоставил заключенным, не совершившим тяжких и особо тяжких преступлений, возможность участвовать на выборах.
  2. В национальную избирательную систему внедрен Единый электронный список избирателей. Электронный список граждан, участвующих в выборах, формируется автоматически, что не позволяет одному человеку проголосовать более одного раза и предотвращает голосование одного человека за всю семью.
  3. Установлен точный порядок оплаты заработной платы и компенсации членам избирательных комиссий, расчета их зарплаты.

Согласно статье 99 Избирательного кодекса, финансирование деятельности избирательных комиссий всех уровней по подготовке и проведению выборов осуществляется из Государственного бюджета.

Оплата труда лиц, привлекаемых к работе избирательных комиссий, осуществляется за счет средств, выделенных на проведение выборов. Членам избирательных комиссий выплачивается компенсация в целях покрытия расходов на транспорт, питание и других расходов в размере, указанном в смете расходов на подготовку и проведение выборов. Это норма также поставила точку на различных спекуляциях о недобровольном привлечении людей на работу в составе участковых избирательных комиссий.

В последнее время во многих странах мира год за годом наблюдается тенденция электоральной пассивности в период выборов. Например, сообщалось, что на недавно прошедших региональных выборах во Франции явка избирателей составила всего 33 процента. В России на последних парламентских выборах в Государственную думу это показатель достигал 48%. На ваш взгляд, как будет выглядеть электоральная активность наших граждан на предстоящих выборах? Каковы Ваши прогнозы?

Во многих европейских государствах или же, например, в России, Грузии, Украине, Армении, Казахстане, Кыргызстане минимального порога явки на выборах нет. Сколько избирателей проголосует – из этого числа и определяется победитель.

Известно, что во многих государствах, таких как Австралия, Бельгия, Турция, Греция, установлен порядок обязательного голосования. В этих странах участие на выборах и голосовать определено обязанностью граждан. В некоторых странах за неучастие в выборах даже установлены штрафы.

Но в нашей стране принять участие в выборах – это право каждого гражданина, обладающего избирательным правом. Голосовать за своего кандидата не обязанность, а право избирателей. При этом необходимо отметить, что является противоправным также призывать граждан не участвовать на выборах.

Известно, что в президентских выборах 2016 года явка избирателей достигла более 87%. На парламентских выборах 2019 года также приняли участие около 80 % избирателей. Согласно статье 96 Избирательного кодекса выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более тридцати трех процентов внесенных в список избирателей. В этих условиях, вышеприведенные показатели свидетельствуют о политической активности и ответственности наших граждан.

По прогнозам Исследовательского Института правовой политики на этих выборах также ожидается достаточно высокая электоральная активность.

У нас сейчас в самом разгаре стадия предвыборной агитации,  что представляет собой пик любой избирательной кампании. В это время кандидаты предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы их политические платформы, программы стали более узнаваемыми, привлекательными, что позволило бы в результате им получить максимальную поддержку избирателей. Чем заняты партии на данный момент? Как они ведут работу по привлечению электората на свою сторону, чтобы избиратели голосовали именно за их кандидата?

Согласно статье 44 Избирательного кодекса, предвыборная агитация начинается со дня, следующего за последним днем, установленным для регистрации кандидатов. В ходе президентских выборов, предвыборная агитация осуществляется в следующих основных формах:

  • распространение информации о программе и предвыборной платформе кандидата с призывом голосовать за кандидата;
  • распространение информации о кандидате с призывом голосовать за него.

Агитация может проводиться в форме: публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, собраний граждан, интервью, выступлений, размещения роликов в средствах массовой информации.

Агитация осуществляется:

  • через средства массовой информации, сети телекоммуникаций, а также всемирную информационную сеть Интернет;
  • посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы), а также посредством проведения встреч с избирателями.

К настоящему моменту все 5 кандидатов на высшую государственную должность из политических партий уже прошли регистрацию в ЦИК и приступили к стадии проведения предвыборной агитации.

Важной особенностью этой стадии является создание равных условий для реализации прав кандидатов и выдвинувших их политических партий в сфере использования СМИ для проведения предвыборной агитации; проведения встреч с избирателями, представления права выступать с программой своей будущей деятельности. Весь процесс предвыборной агитации подробно определен в 9 главе Избирательного кодекса Республики Узбекистан.

Равенство прав кандидатов на выборную должность обеспечивается равными возможностями распространения агитационных материалов, к которым относятся печатные и иные материалы агитационного характера, предназначенные для массового распространения с целью побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

При этом, запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств.

Анализ, проведенный Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции, предвыборных платформ и основных агитационных тезисов кандидатов показывает, что в этих документах выражены интересы различных категорий граждан.

При этом, в программах политических партий и кандидатов имеется немало общих и взаимосвязанных направлений и задач, что мешает им показать себя как выразитель интересов конкретных групп общества или круг определенных задач, решение которых для них являются приоритетными. Например, практически во всех предвыборных программах политических партий и в агитационных материалах кандидатов уделяется достаточное внимание таким актуальным вопросам, как создание новых рабочих мест, сокращение бедности, поддержка различных слоев населения, создание благоприятных условий для предпринимательства, развития экономического потенциала страны, усиление роли гражданского общества и демократических институтов.

Эти цели и задачи, по сути, являются общенациональными в нынешнем этапе развития нашей страны, и любому кандидату, в случае победы, несомненно, приходится работать над этими вопросами. Вместе с тем, избирателям импонирует, когда кандидаты говорят о конкретных проблемах, путях и способах их решения, приводя при этом убедительные аргументы
и факты.

Отсутствие «острых углов», позволяющие избирателям четко различать платформу и идей кандидатов, в конечном счете мешает и политическим партиям —  в плане увеличения своих сторонников, а также избирателям – в плане выбора кандидата, за кого они должны голосовать.

Например, кандидат от экологической партии мог бы акцентировать основное внимание в свой агитационной работе вопросам усиления экологического контроля как со стороны гражданского общества, так и государства, ускоренному развитию возобновляемых источников энергии.

Так, Конвенция ООН о биологическом разнообразии и Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию предусматривают, что обязанность по принятию соответствующих мер по защите окружающей среды возложено на государство. В связи с этим необходимо усилить государственный экологический контроль, привлечь широкую общественность в решении проблем экологии. Хотя в предвыборной программе Нарзулла Обломуродова указываются вопросы государственного управления, однако не ярко уделено внимание именно вопросам участия общественности в решении важных экологический вопросов.

Каждый избиратель может голосовать за того кандидата и предвыборную платформу, которая, по его мнению, будет способствовать улучшению его жизни и членов семьи, будет залогом развития общества и государства. То есть, у людей еще есть время изучить их программы, предложения и инициативы и сделать продуманный и осознанный выбор.

Как привлечь внимание электората – зависит от самого кандидата и его команды. Не зря говорят: «Один в поле боя – не воин». Как показывает изучение зарубежного опыта, успех в ходе избирательных кампаний в значительной степени зависит от грамотной и системной работы команды. От работы политтехнологов, аналитиков партии, и даже имиджмейкеров. Все политические партии имеют свои аналитические и социологические службы, которые подсказывают своим кандидатам о чаяниях и предпочтениях электората. Но, к сожалению, пока не у всех политических партий отлажена на современном уровне работа в этом направлении. Как показывает мониторинг СМИ, мнение экспертов и граждан в социальных сетях в этом направлении ярко выражена командная работа партийного штаба «УзЛиДеп», грамотное и доходчивое доведение до избирателей основных идей платформы партии и программы кандидата.

24 октября в нашей стране пройдут выборы Президента Республики Узбекистан. Сейчас предвыборная кампания в самом разгаре. Мы все видим, что идет серьезная конкурентная борьба между политическими партиями по привлечению электората на свою сторону. По мнению многих экспертов, нынешняя избирательная кампания, как и парламентские выборы 2019 года отличается именно ростом активности и конкурентной борьбы между политическими партиями и кандидатами. Как Вы оцениваете ход нынешнего агитационного периода?

Как показывают наблюдения и мнения многих международных экспертов, в последние годы политические партии Узбекистана все более активно перенимают современные методы политической борьбы в ходе избирательных кампаний. Если ранее политические партии и кандидаты обращали основное внимание на пропаганду своих идей и разъяснение своей платформы, не особо смотря на программы и поведение своих соперников, то сейчас мы видим, что ситуация изменилась.

Избирательные штабы кандидатов тщательно изучают каждый шаг и анализируют каждые слова своих оппонентов, в надежде найти там недостатки и ошибки, чтобы использовать их в свою пользу в предвыборной гонке.

Например, СДП «Адолат» сразу с началом стадии предвыборной агитации, на страницах одноименной газеты и официальном телеграмм-канале опубликовал статью своего кандидата Бахрома Абдухалимова, в которой поднимается актуальные вопросы защиты окружающей среды с привязкой с недостаточной, по мнению лидера партии «Адолат», активной позиции кандидата Экологической партии.

Еще ранее в информационных ресурсах партии «Адолат» были опубликованы материалы с критикой предвыборной программы партии «Миллий тикланиш». В частности, была предъявлена претензия о том, что А.Кадиров «присвоил» три важные идеи партии «Адолат».

В свою очередь, ответным ходом было заявление А.Кадирова, что это объясняется схожестью платформы и идей двух партий. В этой связи, лидер партии «Миллий тикланиш» предлагал своему сопернику «выступать единым фронтом» на выборах, однозначно намекая на то, что именно он сам мог бы стать этим «единым кандидатом».

Кроме того, кандидаты стараются предугадать ожидания избирателей и спрогнозировать их реакции для привлечения за свою поддержку большинства граждан.

Уже имеются удачные примеры подобной целенаправленной работы. Например, кандидат от НДПУ М. Ворисова отмечена рядом интересных заявлений, в частности, о недостаточно оперативности в работе Государственного центра по тестированию по доведению объявлению итоговых результатов вступительных экзаменов в ВУЗы; о необходимости сокращения различных льгот, в том числе в процессе поступления в ВУЗ. Как отмечают эксперты, высказывания кандидата от НДПУ попали «в точку», так как была сделана «в нужное время», о чем свидетельствуют данные о заметном росте ее рейтинга и популярности после этих выступлений.

Подобная тактика агитации свойственна и кандидату от Демократической партии «Миллий тикланиш» Алишеру Кадырову, к которому периодически повышается  интерес избирателей. Так, в статье газеты «Миллий тикланиш» подвержена критике идеи кандидата НДПУ о внедрении т.н. «налога на богатых». Предложения о внедрении «прогрессивного налога» в статье объясняется, как попытка возвратить не оправдавший себя порядок т.н. «уравниловки» и вмешательства государства в экономику, что противоречит курсу проводимых реформ в Узбекистане.

Эти – лишь некоторые примеры предвыборной борьбы и конкуренции партий за голоса избирателей. Я не скажу это хорошо или плохо. Это естественный метод борьбы политических партий. Вместе с тем, чрезмерно увлекаться такими полит-технологическими трюками тоже не всегда целесообразно, так как они дают эффект лишь в краткосрочном плане.

Да, возможно, что это явление еще не очень привычно для нашего общества. Но, наши партии должны освоить все методы цивилизованной политической борьбы, наши избиратели должны быть способными отличать «зерна от плёвел». Самое главное, все должно происходить в рамках закона, не нарушая гарантированные нашей Конституцией, законами права человека, принципов неприкосновенности личной жизни.

В настоящее время внимание многих экспертов, интересующихся вопросами Центральной Азии, приковано к Узбекистану. Это и понятно — в нашей стране сейчас в самом разгаре избирательная кампания по выборам Президента Республики Узбекистан. Как идет освещение избирательной кампании в различных СМИ и Интернет изданиях?

Особая роль СМИ, как «четвертой власти» резко усиливается в период подготовки и проведения выборов. За последние годы в стране реализован комплекс организационно-правовых мер по обеспечению свободы слова, создана развитая, отвечающая демократическим требованиям законодательная база. Предприняты практические меры, направленные на обеспечение открытости государственных органов для общественности и СМИ. Можно с уверенностью сказать, что СМИ заняли прочное место в политике открытости нового Узбекистана.

Известно, что на выборах президента Узбекистана, назначенных на 24 октября, ожидается участие наблюдателей из 50 стран и десятка международных организаций. Ожидается также большая группа журналистов ведущих информационных агентств. По данным ЦИК, по состоянию на сегодняшний день уже зарегистрированы более 900 представителей местных СМИ, телерадиокомпаний, печатных и интернет изданий, а также более 50 журналистов из 30 зарубежных СМИ.

Cредства массовой информации вне зависимости от того принадлежат ли они государству либо частным компаниям, играют значительную роль в обеспечении свободных и честных выборов.

В ходе избирательной кампании потребность общества в информационных материалах возрастает в несколько раз. Избиратели начинают отслеживать события, знакомиться с предвыборными программами кандидатов. Поэтому цель СМИ в этот период – обеспечить информированность общества обо всех событиях.

СМИ в ходе выборов выполняет сразу несколько функций:

  • служат коммуникационным каналом; предоставляют свободную площадку для предвыборной агитации;
  • являются инструментом гражданского контроля.

Информирование – это, прежде всего, обеспечение электората четкой информацией без предвзятого отношения к какому-либо кандидату, которая поможет гражданам сделать осознанный и правильный выбор во время предвыборной гонки.

Согласно рекомендациям Совета Европы (R(99)15) касательно мер по освещению средствами массовой информации избирательных кампаний, государственные и общественные СМИ, включая частные, должны предоставлять общественности правдивые и взвешенные сообщения, чтобы позволить ей сделать осознанный выбор в отношении кандидатов и должны честно и беспристрастно сообщать о ходе кампании.

Исходя из сегодняшних реалий, мы можем относить к СМИ и различные интернет издания и социальные сети, а блогеров и владельцев личных страниц – к журналистам, так как они сейчас выполняют функции представителей СМИ в традиционном понимании.

Результаты изучения, проведенного Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции, показывают, что многими зарубежными изданиями уже активно и достаточно объективно освещаются ход предвыборной кампании в нашей стране. Мы конечно мониторим ситуацию и анализируем такие материалы, обращаем особое внимание на вопросы, где возможно указаны имевшиеся недостатки в данном процессе. При этом основной целью является выявление фактов возможно допущенных недостатков и их своевременное устранения.

Но мы должны понимать, что за избирательной кампанией следят не только международные эксперты и представители СМИ, дорожащие своим именем как объективного источника информации.

Сейчас немало так называемых «диванных экспертов», всезнающих блогеров и «независимых» политиков и политологов, которые призывают людей не участвовать и бойкотировать выборы.

Но наш мудрый народ знает, кто есть, кто. Сегодня общество уже другое, совсем иной уровень политической активности и правового сознания граждан. Все понимают, что участие на выборах – одно из самых важных политических прав и граждане хотят воспользоваться своим конституционным правом. Никто не имеет право указывать избирателям и воспрепятствовать его волеизъявлению.

И в заключении. Абдулазиз Каримович, Вы лично за кого будете голосовать? И как Вы думаете, кто победит на выборах?

На этот вопрос я бы ответил следующим образом. Во-первых, согласно статье 3 Избирательного кодекса, выборы в нашей стране проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Да, сами выборы и подготовка к ним, избирательная кампания кандидатов, все эти процессы проводятся открыто и гласно. Но, каждому избирателю, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, и нам с вами в том числе, законом гарантировано право тайного голосования.

Выборы у нас пройдут 24 октября. В этот день я, как и все граждане Узбекистана, буду голосовать за того кандидата, с предвыборной программой которого удовлетворен и больше всего согласен. После голосования граждане могут открыто сказать, за кого они проголосовали или могут воспользоваться правом тайного голосования и никому не сообщать о своем выборе.

Известно, что согласно Избирательному кодексу, “контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Тайна голосования обеспечивается созданием соответствующих условий, исключающих возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя”. Данный принцип гарантирует тайну голоса избирателя. Ни представители избирательных комиссий, ни представители СМИ, ни наблюдатели не имеют право находиться в тайной комнате при голосовании.

За кого голосовать – дело каждого избирателя. Никто не имеет право указывать, а тем более принуждать голосовать за какого-либо кандидата. Это противозаконно. Я убежден, что на предстоящих президентских выборах победит тот кандидат, за кого проголосует большинство избирателей. Это будет зависеть от того, как голосуете лично Вы, как голосует наш народ Узбекистана.

Главный вопрос не в том, кто победит на этих выборах, а как победивший кандидат будет успешно имплементировать в свою программу идеи своих соперников, получивших определенную поддержку населения. Это значит, что активное участие граждан на выборах, независимо за кого они проголосуют, будет служит консолидации общества и концентрации прогрессивных идей для дальнейшего развития и благополучия нашей Родины.

Ясно одно, если кто-то из наших граждан 24 октября не будет голосовать за своего кандидата, эти избиратели точно проиграют. Если кто-то не использует свое право и не будет голосовать за свое будущее, за будущее своих детей и своей страны, то за него этот вопрос будут решать голоса других.

Поэтому я призываю наших сограждан прийти в день выборов в избирательные участки и голосовать за того кандидата, который по их мнению, будет способствовать улучшению их жизни и процветанию семьи, будет залогом развития общества и государства.