Команда Шавката Мирзиёева рассказала о главных направлениях в развитии Узбекистана

Доктор социологических наук и доцент НУУ Азамат Сеитов объясняет, как уровень и профессионализм команды президента проявляется в целом ряде показателей.

Команда Шавката Мирзиёева рассказала о главных направлениях в развитии Узбекистана

Шавкат Мирзиёев в реализации своих стратегических реформ опирается на команду профессионалов, объединенных одной целью – создать новую общественно-политическую систему, направленную на обеспечение открытости государства для человека, народа, прямого диалога с гражданами и практическим решением волнующих их проблем.

Уровень и профессионализм команды Мирзиёева проявляется в целом ряде показателей. Так в 2016 году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев начал новый этап реформ во всех сферах жизни. В феврале 2017 года им была утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 годах.

В числе ключевых направлений нового этапа входят: совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, развитие социальной сферы, обеспечение безопасности, осуществление взвешенной и конструктивной внешней политики – по всем этим направлениям в последние годы были предприняты важные шаги.

До 2017 года одной из основных критических замечаний узбекской экономики была неэффективная денежно-кредитная политика, основанная на нерыночных правилах. В 2017 году введение свободной конвертируемости иностранной валюты значительно улучшило бизнес-среду.

Безусловно, участие государства в финансовых рынках искажает рынки и ведет к неэффективности, из-за этого с 1 января 2020 года процентные ставки по кредитам, выдаваемые коммерческими банками в национальной валюте, стали устанавливаться на уровне не ниже ставки рефинансирования ЦБ, а с 1 января 2021 года коммерческим банкам предоставлено право самостоятельно определять процентные ставки.

О положительном влиянии реформ в этой сфере свидетельствуют и оценки Всемирного банка, согласно которым снижение инфляции позволило ЦБ снизить базовую ставку с 16% до 14%. Рост кредитования экономики замедлился с 52% в 2019 году до 34% в 2020 году. Несмотря на снижение коэффициента достаточности капитала и рост проблемных кредитов, финансовая система Узбекистана имеет достаточный капитал (выше минимальных требований Базеля III) чтобы справиться с потенциальными кредитными потрясениями.

В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на 2021 год и на период 2022-2023 годов установлены целевые ориентиры по снижению инфляции до 10% в 2021 году и постоянный целевой показатель инфляции в размере 5% с 2023 года. Текущие «относительно жесткие» условия денежно-кредитной политики сохранятся до конца 2021 года. Согласно прогнозам, дефицит консолидированного бюджета снизится до 2,5% ВВП в 2022 году. Структурные реформы будут продолжены, а регулируемые цены будут либерализованы в 2022-2023 годах.

Другой ключевой реформой, направленной на снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы, стало введение новой редакции Налогового кодекса. С 2018 года взят курс на поэтапную отмену налоговых льгот и преференций. С введением новой версии Налогового кодекса с первого дня 2020 года большинство налоговых льгот было отменено. Но COVID-19 вынудил правительство обратиться к налоговым льготам в рамках беспрецедентного правительственного пакета стимулов в борьбе с пандемией с целью поддержки населения и экономики.

Показательно, что за период 2017-2020 годов доход государственного бюджета в целом увеличился на 2,7 раза. При этом поступления по прямым налогам увеличились на 3,9 раза, по косвенным налогам – на 1,8 раза, налогам на ресурсы и на имущество – на 3,1 раза. Рост доходов бюджета произошел в основном за счет увеличения количества налогоплательщиков.

В ближайшие годы команда Мирзиёева планирует продолжить дальнейшие улучшение в налоговой политике. В частности, роль экологических налогов остается незначительной, что требует повышения экологической направленности налогообложения. Важными направлениями налоговой реформы также будут: снижение налогового давления на расходы предприятий, усиление парораспределительной функции налогов на собственность, стимулирование инвестиций и инноваций.

К сожалению, в последние годы динамичный рост узбекской экономики, как и экономика других стран, была замедлена пандемией коронавируса, но уже в текущем году она снова активно восстанавливается. ВВП за три первых месяца 2021 г. увеличился на 3%. Всемирный банк прогнозирует, что рост экономики Узбекистана в 2021 г. и 2022 г. достигнет 4,8% и 5,5% соответственно, а ЕБРР – 5,6% в 2021 году и 6% в 2022 году. Проводимые экономические реформы уже дают ощутимый положительный эффект.

Все вышеизложенные позволяют утверждать, что в случае избрания Шавката Мирзиёева, его команда сможет достичь отметку в 100 миллиардов долларов США валового внутреннего продукта в течение следующих пяти лет. По плечам команды Мирзиёева стоит решить задачу по повышению ВВП до 2.500 долларов в 2025 году и 4.200 долларов к 2030 году. Это показывает, что Предвыборная программа Шавката Мирзиёева не является популистской.

Поделиться
Отправить
Твитнуть