Как не остаться обманутым и получить свои деньги: на что готовы работодатели, чтобы не платить зарплату
Взгляд.uz разбирается, о чем стоит помнить при устройстве на работу, чтобы не дать себя обмануть. Свою историю, как авиакомпания отказалась выплачивать зарплату под предлогом испытательного срока, рассказал бывший пресс-секретарь Qanot Sharq.
Qanot Sharq стала первой частной авиакомпанией Узбекистана и получила в этом году два лизинговых самолета Airbus-320, стоимость которых на мировом рынке составляет от $30 до $50 млн. Однако, уже через три месяца после презентации своего первого самолета, компания оказалась в центре судебного разбирательства о невыплате зарплат.
Редакция Взгляд.уз собрала для Вас несколько рекомендаций, как не дать работодателю себя обмануть:
Зарплата
Придя на собеседование, важно обратить внимание на состав Вашей зарплаты. Ваша зарплата состоит из одной фиксированной ставки или же это комбинация премий и различных стимулирующих выплат? Во втором случае, следует уточнить у работодателя, в каком порядке выплачиваются эти дополнительные компоненты Вашей зарплаты, так как на них зачастую распространяются отдельные правила.
Кроме того, немаловажным аспектом является «официальность» зарплаты. Зарплата в конверте согласно законодательству запрещена, а значит, в случае каких либо с ней проблем никто не сможет защитить Ваши интересы.
По завершению собеседования и в момент подписания договора, сотруднику рекомендуется убедиться в том, что все договоренности достигнутые в ходе собеседования отражены в трудовом договоре.
Обязанности
Ваши права и обязанности должны быть прописаны в договоре в максимальных подробностях и не допускать двоякого толкования. Это необходимо для того, чтобы работодатель не смог трактовать Ваши же обязанности в неожиданном для Вас формате. Эта мера работает как на защиту Ваших интересов, так и защиту интересов работодателя. Особое внимание следует уделить формулировкам типа «и другое». В идеале их быть не должно. Если какой-либо из пунктов договора ссылается на отдельный уставной документ, то желательно ознакомиться и с ним. акомиться и с ним.
График
В трудовом договоре помимо прочего должен быть прописан и Ваш график работы, ровно как и возможность его изменений. Если прописанный график работы Вам не подходит, следует оговорить возможность его изменения еще до того как Вы приступите к работе..
Например многие сотрудники в крупных корпорациях приходят и уходят на работу на час раньше по сравнению с тем, что прописано в их графике. Такой подход может быть удобен, чтобы избежать пробок на дорогах в час пик. Однако, этого не рекомендуется делать, не согласовав с работодателем: в случае конфликта с начальством Вы окажетесь неправы так как технически, Вы ушли с работы на час раньше положенного.
Другие документы
У каждой компании, помимо трудового договора есть и отдельные акты и внутренние предписания, которым обязан следовать сотрудник. В случае их игнорирования, это может обернуться для сотрудника непредвиденными штрафами или даже увольнением. Иногда бывает так, что работодатель забывает проинформировать о них сотрудника до начала его работы. Даже несмотря на это, сотрудник компании все равно будет обязан им следовать и поэтому рекомендуется проявить в данном вопросе инициативу.
Подпись
Последней, но далеко немаловажной мерой предосторожности при устройстве на работу является проверка лица, подписывающего с Вами трудовой договор. Следует удостовериться, что он уполномочен утверждать Вас в роли штатного сотрудника и выступать от лица компании. Таковым лицом может являться только руководитель предприятия или же иной уполномоченный представитель работодателя, имеющий доверенность.
Взгляд.uz поговорил с бывшем пресс-секретарем авиакомпании Qanot Sharq Кахрамоновым Хужарустамом и попросил ответить на несколько ключевых вопросов о том, какие предлоги и уловки использовала авиакомпания для уклонения от выплаты зарплат, как защитить свои интересы и о каких главных правилах стоит помнить при поиске работы
История Хужарустама Кахрамонова
В середине апреля этого года я позвонил в офис авиакомпании Qanot Sharq и поинтересовался не нужен ли им специалист в пресс-службу. На тот момент в прессе уже начали появляться статьи о компании, однако никто не выходил в публичные масс-медиа с освещением ее деятельности так сказать от первого лица. Меня связали с директором, который получив мое резюме сразу пригласил на собеседование и встречу с учредителем. По его словам, любые, даже малозначимые и уж тем более кадровые решения, здесь принимает учредитель, а не директор, хотя по уставу это его должностные обязанности.
На собеседовании учредитель и директор предложили мне заниматься делами прессы в одиночку. На мое замечание о том, что пресс-служба в одном лице - это очень сложно, учредитель и директор сказали, что со временем выделят мне еще несколько штатов. Зарплату мне, по моему требованию, обещали выплачивать вовремя и в размере 12 млн сумов в месяц после вычета налогов, то есть чистыми на руки.
Круг моих оговоренных обязанностей был очень широким, так как все приходилось делать самому, да еще и с нуля. До моего прихода не было разработано никаких готовых базовых документов, таких как, например, информационная политика компании и устав пресс-службы, концепция бортового авиа-журнала и прочих. Все это — более сотни страниц технической документации, что впоследствии я и сделал в одиночку, сдав на подпись руководству.
[caption id="attachment_52423" align="alignnone" width="1280"] Пресс-конференция по случаю прибытия первого лизингового А320[/caption]
26 апреля я провел пресс-конференцию по случаю прибытия первого авиалайнера компании. Естественно, события такого рода требуют разработку пресс-релиза, списки журналистов для согласования с властями для прохождения на взлетную полосу, рассылка писем СМИ для освещения, и прочее. Подготовка десятка анонсов и интервью учредителя и директора для размещения в прессе. Разработка плана привлечения рекламы и ценовой политики авиа-журнала чтоб он был прибыльным, а не убыточным.
В течении месяца напряженной работы, мне так и не выдавали на руки приказ о приеме на работу, хотя копия моего заявления завизированного директором «к приказу» сохранилась у меня до сих пор. Задержку приказа мне объясняли отсутствием на рабочем месте кадровика, которая якобы болела все это время. Тем не менее, они обещали задним числом его оформить сразу, как сотрудник кадров выйдет на работу.
Когда прошел месяц, я попросил выплатить мне зарплату, на что директор посоветовал обратиться к учредителю. Тот, в свою очередь, выразил удивление на вопрос о деньгах, так как на испытательном сроке по мнению учредителя и директора, оказывается, работать надо бесплатно, что явилось для меня полной неожиданностью.
На мой вопрос сколько длится этот испытательный срок и как мне содержать семью все это время, руководство посоветовало три месяца потерпеть бесплатный труд во благо компании. На очередной мой вопрос о том, знакомы ли они с Трудовым Кодексом Узбекистана, который предписывает оплачивать труд на испытательном сроке, я услышал откровенно нецензурную брань и в мой адрес, и в адрес этого самого закона. Выражая крайнее презрение к трудовым законам Узбекистана, учредитель и директор выгнали меня с работы видя, что я не собираюсь соглашаться с их мнением.
В суде представители авиакомпании постоянно делали лживые заявления, чтобы ввести суд в заблуждение. Доходило даже до курьеза: сначала люди которые со мной работали месяц с лишним, меня «не узнали» вообще. Затем, они заявляли, что я там у них не работал, а пару раз появился чтоб выпить с ними чаю. После предъявления суду сотен страниц произведенных мною документов с подробным отчетом о проделанной работе, эти представители заявили суду, что я у них никем не числился и работал сам по своему желанию, на волонтерско-благотворительной основе.
Я предъявил суду устав авиа-журнала для государственной регистрации СМИ в АИМК, а также письмо директора авиакомпании Qanot Sharq начальнику аэропорта «Ташкент-3» содержавшее перечень сотрудников авиакомпании для прохождения на взлетную полосу с указанием меня ответственным в должности пресс-секретаря авиакомпании Qanot Sharq, скрепленное печатью компании и подписью директора.
В ответ на это представители авиакомпании на суде заявили, что не владеют такой информацией. Чего тогда они собственно на суд явились? Даже интервью, данное мною по указанию руководства телеканалу «Узбекистан 24» для выпуска в «Ахбороте» в качестве пресс-секретаря Qanot Sharq, юрист компании представила как мою личную несанкционированную никем инициативу. Если следовать их логике, то любой прохожий может дать интервью от имени авиакомпании, представившись руководителем службы.
Официальный Telegram-канал авиакомпании, который я вел для информирования широкой общественности о деятельности авиакомпании, представители на суде также назвали моей личной и никем не санкционированной инициативой. Это являлось очередным лживым заявлением, так как на сайте авиакомпании весь месяц висела рекламная ссылка на данный Telegram-канал и на корпоративный аккаунт в Facebook. Я предоставил суду фото этих ссылок. Это означало, что руководство авиакомпании было заинтересовано и санкционировало деятельность Telegram-канала. Без их ведома, веб-разработчик не дал бы ссылку на неизвестный Telegram-канал на корпоративный сайт авиакомпании.
За три месяца беготни по судам и различным инстанциям и месяц ожидания исполнения решения суда, я понес большие издержки. Надо было оплачивать услуги юридических консультаций, копировать сотни бумаг, носить различные справки из разных инстанций, а еще ведь на что-то надо было жить все это время.
Эти издержки несопоставимо больше мизерных 2,1 млн сумов, присужденных мне судом. Представители ответчика в целях уменьшения материальных выплат предоставили суду копию непонятного штатного расписания, с максимальным окладом в 1 млн 150 тысяч сумов для Генерального директора.
Как заявил представитель ответчика на последнем заседании суда третьего августа, авиакомпания Qanot Sharq в настоящее время испытывает материальные затруднения, и едва справляется с оплатой мелкого тех-ремонта простаивающих двух самолетов, не говоря уже о выплате заработных плат своему персоналу. Таким образом выпячивая плачевную финансовую картину компании, представители ответчика пытаются занизить уровень предстоящих материальных выплат по решению суда. Тактика с весьма сомнительным успехом, особенно если учитывать репутационные издержки.
Представители авиакомпании уже ни раз заявляли на суде что авиакомпания Qanot Sharq несет репутационные потери, четыре пилота уже отказались работать на нее в связи с вероятностью невыплаты зарплат с учетом настоящего судебного процесса. Другие члены экипажей тоже вряд ли с энтузиазмом воспримут уровень продемонстрированных окладов.
Репутационные потери являются прямым следствием отношения руководства к персоналу, а точнее к его зарплате. Попытки представителей ответчика продемонстрировать на суде невероятно низкие оклады и текущие финансовые затруднения авиакомпании, лишь усугубляют ее репутационные потери. Это никак не способствует улучшению бизнес-имиджа и росту доверия, как среди бизнес-партнеров, так и потребителей ее услуг и персонала авиакомпании.
В данный момент идет апелляционный процесс в суде по гражданским делам. Продолжение следует.
Нельзя верить на слово руководителям, даже если речь идет о таких больших организаций. В любой ситуации надо требовать заключения официального трудового договора до начала работы. Золотые горы, которые были обещаны пилотам и стюардессам при собеседовании, должны найти свое отражение в трудовом договоре, иначе грош им цена. Причем в договоре должна быть прописана вся обещанная сумма, а не хитрая фраза «оплата в соответствии со штатным расписанием».
Кроме того, стоит обращать внимание на репутацию компании в СМИ и отзывы сотрудников в социальных сетях. Однако этот аспект является вторичным по сравнению с заключением официального трудового договора и его формулировкой.
Редакция Взгляд.уз собрала для Вас несколько рекомендаций, как не дать работодателю себя обмануть:
Зарплата
Придя на собеседование, важно обратить внимание на состав Вашей зарплаты. Ваша зарплата состоит из одной фиксированной ставки или же это комбинация премий и различных стимулирующих выплат? Во втором случае, следует уточнить у работодателя, в каком порядке выплачиваются эти дополнительные компоненты Вашей зарплаты, так как на них зачастую распространяются отдельные правила.
Кроме того, немаловажным аспектом является «официальность» зарплаты. Зарплата в конверте согласно законодательству запрещена, а значит, в случае каких либо с ней проблем никто не сможет защитить Ваши интересы.
По завершению собеседования и в момент подписания договора, сотруднику рекомендуется убедиться в том, что все договоренности достигнутые в ходе собеседования отражены в трудовом договоре.
Обязанности
Ваши права и обязанности должны быть прописаны в договоре в максимальных подробностях и не допускать двоякого толкования. Это необходимо для того, чтобы работодатель не смог трактовать Ваши же обязанности в неожиданном для Вас формате. Эта мера работает как на защиту Ваших интересов, так и защиту интересов работодателя. Особое внимание следует уделить формулировкам типа «и другое». В идеале их быть не должно. Если какой-либо из пунктов договора ссылается на отдельный уставной документ, то желательно ознакомиться и с ним. акомиться и с ним.
График
В трудовом договоре помимо прочего должен быть прописан и Ваш график работы, ровно как и возможность его изменений. Если прописанный график работы Вам не подходит, следует оговорить возможность его изменения еще до того как Вы приступите к работе..
Например многие сотрудники в крупных корпорациях приходят и уходят на работу на час раньше по сравнению с тем, что прописано в их графике. Такой подход может быть удобен, чтобы избежать пробок на дорогах в час пик. Однако, этого не рекомендуется делать, не согласовав с работодателем: в случае конфликта с начальством Вы окажетесь неправы так как технически, Вы ушли с работы на час раньше положенного.
Другие документы
У каждой компании, помимо трудового договора есть и отдельные акты и внутренние предписания, которым обязан следовать сотрудник. В случае их игнорирования, это может обернуться для сотрудника непредвиденными штрафами или даже увольнением. Иногда бывает так, что работодатель забывает проинформировать о них сотрудника до начала его работы. Даже несмотря на это, сотрудник компании все равно будет обязан им следовать и поэтому рекомендуется проявить в данном вопросе инициативу.
Подпись
Последней, но далеко немаловажной мерой предосторожности при устройстве на работу является проверка лица, подписывающего с Вами трудовой договор. Следует удостовериться, что он уполномочен утверждать Вас в роли штатного сотрудника и выступать от лица компании. Таковым лицом может являться только руководитель предприятия или же иной уполномоченный представитель работодателя, имеющий доверенность.
Взгляд.uz поговорил с бывшем пресс-секретарем авиакомпании Qanot Sharq Кахрамоновым Хужарустамом и попросил ответить на несколько ключевых вопросов о том, какие предлоги и уловки использовала авиакомпания для уклонения от выплаты зарплат, как защитить свои интересы и о каких главных правилах стоит помнить при поиске работы
История Хужарустама Кахрамонова
В середине апреля этого года я позвонил в офис авиакомпании Qanot Sharq и поинтересовался не нужен ли им специалист в пресс-службу. На тот момент в прессе уже начали появляться статьи о компании, однако никто не выходил в публичные масс-медиа с освещением ее деятельности так сказать от первого лица. Меня связали с директором, который получив мое резюме сразу пригласил на собеседование и встречу с учредителем. По его словам, любые, даже малозначимые и уж тем более кадровые решения, здесь принимает учредитель, а не директор, хотя по уставу это его должностные обязанности.
На собеседовании учредитель и директор предложили мне заниматься делами прессы в одиночку. На мое замечание о том, что пресс-служба в одном лице - это очень сложно, учредитель и директор сказали, что со временем выделят мне еще несколько штатов. Зарплату мне, по моему требованию, обещали выплачивать вовремя и в размере 12 млн сумов в месяц после вычета налогов, то есть чистыми на руки.
Круг моих оговоренных обязанностей был очень широким, так как все приходилось делать самому, да еще и с нуля. До моего прихода не было разработано никаких готовых базовых документов, таких как, например, информационная политика компании и устав пресс-службы, концепция бортового авиа-журнала и прочих. Все это — более сотни страниц технической документации, что впоследствии я и сделал в одиночку, сдав на подпись руководству.
[caption id="attachment_52423" align="alignnone" width="1280"] Пресс-конференция по случаю прибытия первого лизингового А320[/caption]
26 апреля я провел пресс-конференцию по случаю прибытия первого авиалайнера компании. Естественно, события такого рода требуют разработку пресс-релиза, списки журналистов для согласования с властями для прохождения на взлетную полосу, рассылка писем СМИ для освещения, и прочее. Подготовка десятка анонсов и интервью учредителя и директора для размещения в прессе. Разработка плана привлечения рекламы и ценовой политики авиа-журнала чтоб он был прибыльным, а не убыточным.
Кроме того, я готовил речь учредителю для выступления на пресс-конференции, а также различные поздравления по случаю праздников от имени авиакомпании. Мне пришлось самому заниматься даже поиском наиболее выгодной типографии для печати журнала и регистрацией его как СМИ.
В течении месяца напряженной работы, мне так и не выдавали на руки приказ о приеме на работу, хотя копия моего заявления завизированного директором «к приказу» сохранилась у меня до сих пор. Задержку приказа мне объясняли отсутствием на рабочем месте кадровика, которая якобы болела все это время. Тем не менее, они обещали задним числом его оформить сразу, как сотрудник кадров выйдет на работу.
Когда прошел месяц, я попросил выплатить мне зарплату, на что директор посоветовал обратиться к учредителю. Тот, в свою очередь, выразил удивление на вопрос о деньгах, так как на испытательном сроке по мнению учредителя и директора, оказывается, работать надо бесплатно, что явилось для меня полной неожиданностью.
На мой вопрос сколько длится этот испытательный срок и как мне содержать семью все это время, руководство посоветовало три месяца потерпеть бесплатный труд во благо компании. На очередной мой вопрос о том, знакомы ли они с Трудовым Кодексом Узбекистана, который предписывает оплачивать труд на испытательном сроке, я услышал откровенно нецензурную брань и в мой адрес, и в адрес этого самого закона. Выражая крайнее презрение к трудовым законам Узбекистана, учредитель и директор выгнали меня с работы видя, что я не собираюсь соглашаться с их мнением.
Я обратился за помощью к президенту через веб-портал. Трудовая инспекция Шайхонтохурского района, поддержав мои законные требования о выплате заработной платы после сбора первичных материалов и проверки подало иск на авиакомпанию Qanot Sharq в суд по гражданским делам.
В суде представители авиакомпании постоянно делали лживые заявления, чтобы ввести суд в заблуждение. Доходило даже до курьеза: сначала люди которые со мной работали месяц с лишним, меня «не узнали» вообще. Затем, они заявляли, что я там у них не работал, а пару раз появился чтоб выпить с ними чаю. После предъявления суду сотен страниц произведенных мною документов с подробным отчетом о проделанной работе, эти представители заявили суду, что я у них никем не числился и работал сам по своему желанию, на волонтерско-благотворительной основе.
Я предъявил суду устав авиа-журнала для государственной регистрации СМИ в АИМК, а также письмо директора авиакомпании Qanot Sharq начальнику аэропорта «Ташкент-3» содержавшее перечень сотрудников авиакомпании для прохождения на взлетную полосу с указанием меня ответственным в должности пресс-секретаря авиакомпании Qanot Sharq, скрепленное печатью компании и подписью директора.
В ответ на это представители авиакомпании на суде заявили, что не владеют такой информацией. Чего тогда они собственно на суд явились? Даже интервью, данное мною по указанию руководства телеканалу «Узбекистан 24» для выпуска в «Ахбороте» в качестве пресс-секретаря Qanot Sharq, юрист компании представила как мою личную несанкционированную никем инициативу. Если следовать их логике, то любой прохожий может дать интервью от имени авиакомпании, представившись руководителем службы.
Официальный Telegram-канал авиакомпании, который я вел для информирования широкой общественности о деятельности авиакомпании, представители на суде также назвали моей личной и никем не санкционированной инициативой. Это являлось очередным лживым заявлением, так как на сайте авиакомпании весь месяц висела рекламная ссылка на данный Telegram-канал и на корпоративный аккаунт в Facebook. Я предоставил суду фото этих ссылок. Это означало, что руководство авиакомпании было заинтересовано и санкционировало деятельность Telegram-канала. Без их ведома, веб-разработчик не дал бы ссылку на неизвестный Telegram-канал на корпоративный сайт авиакомпании.
За три месяца беготни по судам и различным инстанциям и месяц ожидания исполнения решения суда, я понес большие издержки. Надо было оплачивать услуги юридических консультаций, копировать сотни бумаг, носить различные справки из разных инстанций, а еще ведь на что-то надо было жить все это время.
Эти издержки несопоставимо больше мизерных 2,1 млн сумов, присужденных мне судом. Представители ответчика в целях уменьшения материальных выплат предоставили суду копию непонятного штатного расписания, с максимальным окладом в 1 млн 150 тысяч сумов для Генерального директора.
Как заявил представитель ответчика на последнем заседании суда третьего августа, авиакомпания Qanot Sharq в настоящее время испытывает материальные затруднения, и едва справляется с оплатой мелкого тех-ремонта простаивающих двух самолетов, не говоря уже о выплате заработных плат своему персоналу. Таким образом выпячивая плачевную финансовую картину компании, представители ответчика пытаются занизить уровень предстоящих материальных выплат по решению суда. Тактика с весьма сомнительным успехом, особенно если учитывать репутационные издержки.
Представители авиакомпании уже ни раз заявляли на суде что авиакомпания Qanot Sharq несет репутационные потери, четыре пилота уже отказались работать на нее в связи с вероятностью невыплаты зарплат с учетом настоящего судебного процесса. Другие члены экипажей тоже вряд ли с энтузиазмом воспримут уровень продемонстрированных окладов.
Репутационные потери являются прямым следствием отношения руководства к персоналу, а точнее к его зарплате. Попытки представителей ответчика продемонстрировать на суде невероятно низкие оклады и текущие финансовые затруднения авиакомпании, лишь усугубляют ее репутационные потери. Это никак не способствует улучшению бизнес-имиджа и росту доверия, как среди бизнес-партнеров, так и потребителей ее услуг и персонала авиакомпании.
В данный момент идет апелляционный процесс в суде по гражданским делам. Продолжение следует.
Нельзя верить на слово руководителям, даже если речь идет о таких больших организаций. В любой ситуации надо требовать заключения официального трудового договора до начала работы. Золотые горы, которые были обещаны пилотам и стюардессам при собеседовании, должны найти свое отражение в трудовом договоре, иначе грош им цена. Причем в договоре должна быть прописана вся обещанная сумма, а не хитрая фраза «оплата в соответствии со штатным расписанием».
Кроме того, стоит обращать внимание на репутацию компании в СМИ и отзывы сотрудников в социальных сетях. Однако этот аспект является вторичным по сравнению с заключением официального трудового договора и его формулировкой.