Образование и наука: что предлагают партии

Будущее страны, развитие всех сфер жизни человека и успех проводимых реформ напрямую зависят от эффективности политики в области образования и науки.

Образование и наука: что предлагают партии

Узбекистан, признавая приоритет образования и науки, реализует системные и комплексные меры по обеспечению качества и доступности образования, созданию действенной системы государственного управления в этой сфере. Только за последние пять лет в сфере образования были приняты 95 Указов и постановлений президента, 222 постановлений Кабинета Министров. Ежегодно большая часть госбюджета страны выделяется на социальные расходы, в том числе для образования и науки. В 2021 году только на финансирование работ по проектированию, строительству (реконструкции) и оснащению детских садов, школ, колледжей, техникумов и вузов из бюджета страны было выделено более 2,8 миллиардов сумов.

В данной статье мы рассмотрим выдвинутые политическими партиями и кандидатами от них инициативы и предложения по совершенствованию системы образования и науки с учетом анализа мнений научно-академических и экспертно-аналитических кругов, общественности, в частности высказанных в сети Интернет и социальных сетях. Видение партий в предвыборных платформах, разъяснения кандидатов по этим вопросам в ходе предвыборной агитации оказывают существенное влияние на мнение и выбор избирателей.

Самым главным вопросом являются качество и доступность образования, социальные аспекты образовательного процесса.

Дошкольное образование

Самым важным достижением Узбекистана в сфере образования последних лет является, несомненно, создание качественно новой системы дошкольного образования. 16 декабря 2019 года был принят отдельный Закон РУз«О дошкольном образовании и воспитании». В целях создания эффективной системы государственного управления, расширения сети и укрепления материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений было образовано специальное ведомство – Министерство дошкольного образования. Если в 2016 году в республике насчитывалось 5211 детских садов, то в настоящее время их количество достигло 19316, охват дошкольным образованием составил 62 процента, а среди детей в возрасте 6 лет – 77 процентов. В стране принимаются меры по расширению сети дошкольных образовательных организаций в районах с низким уровнем охвата. Так, в 2021-2022 годах, планируется создание 2150 детских садов с мощностью 68775 детей в районах с низким уровнем охвата.

Партии предлагают расширить охват детей дошкольным образованием. Так, Социал-демократическая партия «Адолат» и Экологическая партия Узбекистана предлагают довести охват до 100 процентов, причем партия «Адолат» предлагает охватить дошкольным образованием детей, начиная с двухлетнего возраста. Либерально-демократическая партии Узбекистана планирует достичь 80-процентного охвата дошкольным образованием за счет создания более 7000 детских садов. Народно-демократическая партия Узбекистана предлагает открыть во всех населенных пунктах дошкольные образовательные учреждения, обеспечить детей здоровым питанием. Следует отметить, что данные предложения не обоснованы с финансовой стороны, кроме того не указаны конкретные механизмы достижения целей. Обеспечивает ли само по себе создание детских садов во всех населенных пунктах охват дошкольным образованием? Насколько реальна возможность полного охвата дошкольным образованием в Узбекистане в ближайшие пять лет? Для сравнения: согласно данным Education at a Glance за 2017 год в странах ОЭСР охват дошкольным образованием в среднем составляет 83 %, а в странах со средним уровнем дохода – 74 %. В соседнем Казахстане данный показатель равен 78,3 % (по итогам 2019 года). В этом плане предложения УзЛиДеП в отличие от «левых» партий (НДПУ, «Адолат», Экологическая партия) являются более выполнимыми и реальными.

Кроме того, возможность охвата детей от двух лет в дошкольные образовательные учреждения, обеспечение здоровым питанием уже имеют правовые основы. Так, Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании» позволяет негосударственным дошкольным образовательным учреждениям принимать детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Были законодательно закреплены гарантии здорового питания, а именно налажена система государственного контроля за качеством питания. Порядок обеспечения здорового питания был решен на уровне Правительства страны – постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 июля 2019 года «О дальнейшем совершенствовании системы здорового питания в государственных дошкольных образовательных учреждениях» был введен метод аутсорсинга для улучшения качества питания, определены нормы питания и механизм отбора кандидатов. Закон также установил обязательную годичную подготовку к общему среднему образованию детей в дошкольных образовательных организациях. Ответственность за получение детьми обязательной годичной подготовки к общему среднему образованию возлагается на их законных представителей, которая конкретизируется в статье 47 КоАО Республики Узбекистан.

НДПУ, УзЛиДеП и Демократическая партия «Миллий тикланиш» обращают внимание на взаимосвязь дошкольного и школьного образования посредством охвата обязательной подготовкой детей в возрасте 6 лет к начальному образованию. При этом НДПУ и «Миллий тикланиш» указывают на бесплатность этой системы, в то время как УзЛиДеП сторонник активного использования государственно-частного партнерства. Также УзЛиДеП конкретизирует срок реализации инициативы (конец 2024 года). В отличие от НДПУ и УзЛиДеП со стороны «Миллий тикланиш» отдается приоритет государственному финансированию детских садов наряду с существующей системой частных детских садов. «Адолат» также предлагает сделать систему государственного дошкольного образования бесплатной. На наш взгляд, НДПУ, «Адолат» и «Миллий тикланиш» должны учитывать реальные социально-экономические возможности Узбекистана. Согласно аналитическому отчёту «Оценка финансирования развития для Республики Узбекистан» (2021 год), расходы на финансирование образования, в частности дошкольного образования, выше, чем в странах с сопоставимым уровнем доходов, региональных партнерах и странах ОЭСР. Введение полностью бесплатной системы подготовки вызывает увеличение расходов Государственного бюджета, что может неоднозначно отразиться на налоговую политику (повышение налоговых ставок). Согласно рекомендациям ЮНИСЕФ «Государственно-частное партнерство в дошкольном образовании: международный опыт и уроки для Узбекистана» ГЧП обеспечивает гибкость, конкуренцию, помогают распределить риски, о чем свидетельствует опыт США, Великобритании, Канады, стран Латинской Америки. При этом полное финансирование детских садов государством влечет большие затраты из государственного бюджета. В свою очередь, внедрение и развитие механизмов ГЧП, направленных на расширение сети дошкольных образовательных организаций, является одним из приоритетных направлений государственной политики в области дошкольного образования и воспитания, которое позволяет сдерживать баланс доходов и расходов бюджета.

Школьное образование

В стране действуют 9942 общеобразовательных школ, в которых обучаются 611940 учеников. Созданы школы нового типа и качественно нового уровня, в частности, Президентские, творческие и специализированные школы. Следует отметить, что в настоящее время по направлению математики созданы 112, физики – 14, химии и биологии – 87, информатики и информационно-коммуникационных технологий – 99, иностранных языков – 207 специализированных школ. Реализуется Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Сейчас в стране продолжаются поэтапные реформы по улучшению доступности и качества образования. Так, в рамках проекта «Современная школа» в 2020-2022 годах планируется строительство 48 новых школ, в 748 школах будут осуществлены реконструкция и капитальный ремонт по всей республике, в частности в отдаленных районах и селах. На это планируется выделить более 4 триллионов сум. В целом, реформы народного образования поднимают на качественно новый уровень духовно-нравственное и интеллектуальное развитие подрастающего молодого поколения.

Предложения большинства кандидатов в этом направлении связаны с приоритетными направлениями партий. НДПУ указывает на образование лиц с инвалидностью, дальнейшее развитие в отдаленных сельских населенных пунктах сети предназначенных для детей учреждений культуры и спортивных сооружений, центров «Баркамол авлод», школ музыки и искусства. Особо следует подчеркнуть предложения партии о расширении возможностей для инвалидов в культурно-просветительской сфере. Определенная часть предложений (расширение поддержки детей с инвалидностью, развитие инклюзивного образования) реализуется в рамках Программы комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан. На наш взгляд, НДПУ, имея статус «народной» партии и будучи сторонником обеспечения равного доступа к качественному образованию всем слоям населения, должна была уделить внимание комплексному улучшению народного образования, подойти системно к решению имеющихся проблем, а именно в виде программы по развитию общего среднего образования. В этом плане можно привести пример предложение кандидата от УзЛиДеП о внедрении Государственной программы развития школ, предусматривающей строительство новых школ и увеличение количества частных школ, создание мест для 1,2 млн человек.

Особо заслуживает внимания стремления «Адолат» и УзЛиДеП касательно повышения качества образования путем подготовки учебников и учебной литературы нового поколения. «Адолат» предлагает создать Научно-исследовательский институт по учебникам. Сегодня аналогичная функция выполняется Республиканским центром образования при Министерстве народного образования. Создание подобного института подразумевает объединение в рамках одной научной структуры специалистов по всем предметам, что потребует наличия соответствующего штата ученых и специалистов. Возложение функций на один институт создает предпосылки для конфликта интересов, не позволяет в полной мере обеспечить здоровую конкуренцию. В этом плане следует задуматься о сохранении положительных аспектов действующей системы конкурсного отбора авторов. УзЛиДеП указывает на полный пересмотр учебных программ и учебников на основе передового зарубежного опыта в срок до 2026 года. Указанные предложения партий следует реализовать в рамках осуществляемой Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. К вопросам подготовки качественной учебной литературы следует подойти последовательно, в связи с чем следует быстрее принять Национальную учебную программу.

Будучи «зеленой» Экологическая партия предлагает широкое внедрение принципов экологического образования и воспитания на всех этапах непрерывного обучения, повышение уровня экологических знаний молодежи. Формирование экологической культуры и образования — построение комплексной системы непрерывного экологического образования населения отражены в Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года. В 2019 году решением Правительства была утверждена Концепция по развитию экологического образования в Республике Узбекистан. Предложение Экологической партии направлено на реализацию задач, указанных в Концепции. В странах Европы и Северной Америки партии «зеленых» подходят к системе образования комплексно, считая ее ключом к обновлению и модернизации общества. В связи с этим, Экологической партии следовало бы шире проанализировать недостатки и барьеры по повышению уровня экологических знаний молодежи, что позволило бы более четко и конкретно раскрыть свои инициативы.

Вызывают несколько вопросов предлагаемая «Миллий тикланиш» единая система «Семья — детский сад — школа», охватывающая период с рождения ребенка до окончания общеобразовательной школы. Трудно определить, означает ли эта система комплекс каких-либо мероприятий, правил или объединение детского сада и школы в единое учреждение. Непрерывность образования обеспечена и гарантирована нормами Закона Республики Узбекистан «Об образовании», в которых прямо указано, что система образования является единой и непрерывной. Поэтому, партии и ее кандидату следовало бы внести ясность в свои предложения для правильного понимания сути и содержания предлагаемой системы, проводить разъяснительные работы среди населения в ходе избирательной кампании.

Высшее образование

Серьезные реформы осуществляются в высшем образовании. За последние пять лет совместно с ведущими зарубежными вузами было создано 67 новых университетов, институтов и филиалов, общее количество вузов составило 144, охват высшим образованием увеличился в 3 раза – с 9 до 28 процентов. С 2021/2022 учебного года начал функционировать университет «Новый Узбекистан».

Основная часть предложений НДПУ и «Адолат» в этой сфере напрямую связана с государственной поддержкой. Они предлагают законодательно закрепить и практически внедрить механизмы регулирования бесплатного получения высшего образования, поддержки получения образования одаренными детьми из малообеспеченных семей.

Реформы в системе высшего образования в Узбекистане также создали широкие возможности получения бесплатного высшего образования. Для отдельных категорий лиц (дети военнослужащих, женщины, победители спортивных конкурсов, обладатели различных конкурсов, дети из малообеспеченных семей) выделены квоты на поступление на учебу в высшие образовательные учреждения на основе государственного гранта. Сегодня для 12 категорий лиц существуют льготы на поступление по государственному гранту без экзаменов, для 9 категорий лиц – выделены отдельные квоты на поступление. С 2021/2022 учебного года введен грант Президента Республики Узбекистан для 200 абитуриентов, набравших самые высокие баллы на вступительных экзаменах. Все это наглядно показывает возможность получения бесплатного высшего образования. Аналогично можно сказать о гарантиях для одаренных студентов. Лишь за текущий год были приняты 3 акта Президента и 3 решения Правительства, в которых были предусмотрены меры увеличения квот государственных и именных стипендий, повышения уровня охвата жильем студентов.

Особую дискуссию вызывает «радикальное» предложение «Адолат» о полной отмене квот на высшее образование. Отмена квот на высшее образование, хотя выглядит привлекательной, по сути и содержанию может отразиться на состязательности и здоровой конкуренции между вузами, привести к проблемам при проведении конкурса на поступление. В свою очередь, квоты приема напрямую зависят от возможностей вузов для качественного обучения студентов. Следовательно, резкая отмена квот может оказать негативное воздействие. При этом ведется планомерная работа по расширению охвата высшим образованием. За истекшие пять лет квоты были увеличены в три раза – с 57907 (2016/2017 учебный год) до 157755 (2021/2022 учебный год). В частности, в полтора раза увеличены квоты на обучение на основе государственного гранта. С этого учебного года налажена система обучения на основе государственного гранта и в зарубежных вузах и их филиалах, функционирующих в стране, а также негосударственных образовательных учреждениях республики. Поэтому нецелесообразно отменять квоты на высшее образование, данный вопрос следует обсудить с учетом постепенного расширения охвата высшим образованием.

Своей конкретностью по охвату высшим образованием отличаются предложения УзЛиДеП и Экологической партии. УзЛиДеП стремится охватить высшим образованием до 50% молодежи, одновременно добиваясь повышения качества образования, в то время как Экологическая партия указывает на 40 %ный охват.

За последующие пять лет УзЛиДеП намерена довести количество частных вузов минимум до 50. Данная инициатива действительно имеет большую перспективу. Такие престижные вузы, как Гарвардский, Стенфордский, Пристонский университеты являются частными. В Великобритании 74% известных судей, 51% успешных журналистов, 61% известных и высокооплачиваемых докторов получали образование в частных университетах, требования к которым являются не менее высокими, чем к государственным вузам. Это показывает эффективность негосударственного сектора в сфере высшего образования. Партией также рассматривается вопрос о поэтапном установлении размеров оплаты труда и численности работников, стоимости контракта и формы обучения государственными вузами. При этом, на наш взгляд, возможная реализация этих предложений должна быть осуществлена в рамках Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, в которой помимо этого указываются меры по вхождению вузов страны в рейтинги международно признанных организаций, обеспечению академической самостоятельности вузов.

Экологическая партия отличается своей обобщенностью. Кандидат от партии предлагает расширить подготовку квалифицированных кадров в области экологии и охраны окружающей среды. Сегодня подготовка кадров с высшим образованием в этой сфере осуществляется в бакалавриате 27 вузов, магистры подготавливаются в 12 вузах. В частности, квота в бакалавриат составила 950 мест, при этом все квоты выделены в рамках одного направления – «Экология и охрана окружающей среды». Такой однобокий подход является одной из существенных проблем, в связи с чем на это обратила свое внимание Экологическая партия. В ходе брифинга в АИМК Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан было указано, что нехватка специалистов стала причиной выдачи неправомерных заключений на вырубку деревьев. Согласно приведенной статистике из 2000 сотрудников системы Госкомэкологии около 10 % являются специалистами в сфере экологии, отсутствуют такие специалисты, как «арборист», «фитопатолог», «дендролог» и «энтомолог». На наш взгляд, эти вопросы должны были найти свое отражение в рамках инициативы Экологической партии. В данном контексте кандидату следовало бы использовать свой подход, примененный в отношении предложений по зеленой экономике и охране окружающей среды в рамках предвыборной программы.

Формирование системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитие конкуренции на рынке дополнительных педагогических образовательных услуг – является одной из некоторых предложений партии, в котором не был сделан упор на «зеленый» подход. При этом партии следует раскрыть сущность предлагаемой независимой системы – будет ли развитие негосударственного сектора или усиление общественного контроля. Сейчас данная система функционирует под воздействием государственного контроля. Так, с 2017 года действует Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, которая реализует государственную политику в области контроля за качеством образовательно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательского состава, подготовки и повышения квалификации кадров, присвоения квалификационных категорий педагогическим кадрам системы образования.

Социальные аспекты образовательного процесса

Социальные вопросы особо поднимаются НДПУ, «Адолат» и «Миллий тикланиш». НДПУ обращает внимание на улучшение материально-бытовых условий участникам образовательного процесса, осуществление в отдаленных и труднодоступных районах программы «Сельский учитель», законодательное закрепление системы их материального и морального поощрения, «Адолат» – на принятие Закона «О статусе учителя». Указанные предложения в значительной степени реализованы на практике. Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по привлечению квалифицированных специалистов в бюджетные организации, расположенные в отдаленных районах» учителям, осуществляющим деятельность в других регионах, предусмотрено выделение единовременной первоначальной денежной помощи в 50-кратном размере базовой расчетной величины с выплатой ежемесячной денежной компенсации в двукратном размере базовой расчетной величины за аренду жилья. Закон «О статусе учителя» проходил обсуждение в Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов еще в январе 2019 года (Законопроект был разработан Министерством народного образования), в последующем после доработки в ноябре-декабре 2020 года был выставлен на обсуждение Закон «О статусе педагогического сотрудника» (Законопроект был разработан Министерством юстиции). Партии «Адолат» следует проанализировать и выработать предложения с учетом поступивших замечаний населения по этим проектам.

Социальная поддержка «объединяет» предложения УзЛиДеП и НДПУ в рамках оказания материальной помощи участникам образовательного процесса. Речь идет о строительстве студенческих общежитий, оказании всесторонней поддержки образовательным учреждениям всех ступеней и их работникам, научной и творческой интеллигенции. «Миллий тикланиш» связывает возможности высшего образования для улучшения дошкольного и общего среднего образования. В этих целях партия предлагает полное финансирование системы подготовки педагогов, при котором государство является главным заказчиком. При этом механизм реализации и способы достижения поставленных задач в указанных предложениях должны быть экономически обоснованы с применением эффективных мер государственно-частного партнерства.

Часть предложений «Миллий тикланиш» и ее кандидата (увеличение зарплаты, снижение пенсионного возраста, рейтинговая система для учителей) выглядит как ничем не подкрепленный лозунг. Так выдвигаются идеи об оказании родителям с детьми до 18 лет поддержки. Однако возникает множество вопросов, что вызывает глубокую озабоченность. Какого вида будет оказана помощь? По каким критериям? В какой форме? Особенно это касается вопроса – кем будет финансироваться эта кампания. Невозможно найти ответ и на вопрос о целесообразности введения ежегодной сертификации знаний и навыков воспитателей, в то время как законодательство устанавливает надлежащий контроль за их деятельностью. Согласно действующему законодательству, аттестация педагогических работников, воспитателей осуществляется не реже одного раза в пять лет Государственной инспекцией. Кроме того, функционирует также Институт переподготовки и повышения квалификации директоров и специалистов дошкольных образовательных организаций, который обеспечивает профессиональный уровень воспитателей. Ежегодная сертификация может привести к возникновению коррупционных рисков и не соответствует передовому зарубежному опыту (в странах ЕС, РФ, Казахстане этот срок составляет 3-5 лет).

Финансово-экономического обоснования требуют предложения «Миллий тикланиш» об увеличении зарплаты воспитателей, предоставлении 50-процентной надбавки от размера месячной заработной платы педагогу с более 10-летним педагогическим стажем, обучении воспитателей для дошкольных образовательных учреждений, учителей общеобразовательных школ, преподавателей вузов за счет государственных средств. Повышение зарплаты должно производиться планомерно и обдуманно. Лишние бюджетные расходы потребуют сокращения расходов по иным сферам или увеличению налогового бремени. Поэтому рассматриваемый вопрос требует проведения глубоких экономических исследований.

Снижение пенсионного возраста учителей до 50 лет приведет к значительному ухудшению материального состояния учителей в связи с ранним выходом на пенсию. Кроме того, существует угроза возможной утери исторически сложившейся веками у нашего народа системы «Наставник – ученик», при которой обеспечивается преемственность поколений. При решении данного вопроса следует подойти разновекторно и учитывать среднюю продолжительность жизни в Узбекистане, которая составляет 74,6 года. Во многих странах идет тенденция постепенного повышения пенсионного возраста вплоть до 70 лет (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Китай, Япония). Данную инициативу можно также сравнить с августовским предложением КПРФ в России, где часть экспертов к подобному шагу отнеслась как к популизму накануне выборов.

Весьма резким является предложение «Миллий тикланиш», в соответствии с которым заработную плату учителей планируется определять согласно рейтинговым баллам, рассчитываемым на основе наблюдения за ведением урока по камерам. При этом учитель, который обучает лучше, должен получать высокую зарплату, а за некачественное обучение предлагается назначать низкую заработную плату. Данный вид контроля наряду с положительными аспектами может вызвать риск злоупотребления со стороны руководства при определении рейтинга. Подобная обстановка непременно формирует атмосферу недоверия, вызовет психологический дискомфорт среди учителей и учеников. Постоянное и полное наблюдение за уроками всех учителей требует административных, людских и материальных ресурсов. В свою очередь, возникнут проблемы с обеспечением объективного контроля, осуществляемого специалистом по соответствующей сфере.

Схожую позицию мы наблюдаем у «Адолат» в вопросах введения практики рейтинга студентов, с пересмотром списков студентов с наивысшими рейтингами для обучения на основе гранта и перевода студентов с низкими рейтингами на обучение на контрактной основе по итогам года. Данная практика может привести к нездоровой атмосфере между преподавателями и студентами в части оценок, необоснованному изменению статуса студента из года в год. На наш взгляд, приравнивание формы обучения (грант или контракт) к последующим рейтинговым оценкам студента не является эффективным. С учетом того, что Закон Республики Узбекистан «Об образовании» указывает на гуманистический, демократический характер образования и воспитания, вместо предлагаемой рейтинговой системы представляется необходимым расширение системы материальной поддержки одаренных студентов.

Особый интерес представляют предложения партий об осуществлении институциональных реформ в сфере управления образованием.

В то время как НДПУ, УзЛиДеП и Экологическая партия воздержались от проведения институциональных реформ в сфере управления образованием, в платформе остальных двух партий можно увидеть предпосылки к изменению статуса или реорганизации уполномоченных органов. Так, «Адолат» предлагает преобразовать министерства дошкольного образования, народного образования, высшего и среднего специального образования в единое Министерство образования, «Миллий тикланиш» предлагает упразднить Министерство высшего и среднего специального образования и создать Совет ректоров при Президенте Узбекистана, перевести Государственную инспекцию по надзору за качеством образования из Кабинета Министров в Олий Мажлис Республики Узбекистан.

Объединение всех образовательных ведомств в единый орган, конечно, очень интересное предложение, особенно, с учетом проводимой административной реформы в Узбекистане, которая также предусматривает оптимизацию государственных органов. Однако следует учитывать, что каждый из существующих трех ведомств обладает своей спецификой, отражающейся на их деятельности. Такой подход направлен на обеспечение более адресной государственной политики и осуществление эффективного управления. В любом случае упразднение или реорганизацию государственных органов следует осуществлять последовательно и обдуманно, не «разрушив» существующую систему.

Обосновывая свою позицию о реорганизации инспекции, кандидат от «Миллий тикланиш» указал, что инспекция будет осуществлять мониторинг над процессами образования и воспитания, регулярно отчитываться перед Олий Мажлисом. Следует отметить, что в качестве органа исполнительной власти Инспекция обладает возможностями полноценного межведомственного взаимодействия и практического решения задач по контролю за качеством образования. Также Инспекция является лицензирующим органом, которым, как правило, выступает орган исполнительной власти. Олий Мажлис как орган законодательной власти обладает полномочиями парламентского контроля над Правительством, включая инспекцию, что уже доказывает наличие системы подотчетности. Данные возможности будет трудно реализовать посредством мониторинга.

Весьма неоднозначно мнение «Миллий тикланиш» о том, что высшее образование не является ключом к благосостоянию. С одной стороны, отрицая значимую роль высшего образования, с другой стороны, кандидат от партии проявляет некую заботу о самих вузах путем упразднения Минвуза и создания Совета ректоров. Практика показывает, что наличие органа управления высшим образованием помогает координировать деятельность вузов, устанавливать и поддерживать единые стандарты. Отсутствие вертикали управления может привести к разрозненности подходов в системе высшего образования. На этапе постепенного перехода вузов на самоуправление роль государственного органа в лице Минвуза является высокой.

Развитие науки

В нашей стране уделяется особое внимание развитию науки. За последние четыре года создано 28 научных организаций и 4 инновационных технопарка. Втрое увеличилась заработная плата деятелей науки. На обновление материально-технической базы организаций сферы направлены немалые средства. Фондом финансирования науки и поддержки инноваций в 2020 году было выделено 163,1 млрд сум, в первом полугодии 2021 года – 80,8 млрд сум.

Предложения в области развития науки, выдвинутые партиями, отличаются своей адресностью и замкнутостью. «Адолат» выдвигает ряд социальных предложений по улучшению научной сферы – обеспечение бесплатным жильем представителей науки и образования, поддержка ученых и изобретателей, обеспечение продовольственной безопасности. Также партия указывает на поэтапное увеличение финансирования науки до 2 % от ВВП к 2030 году, что является очень сложным в контексте его реализации. Согласно данным ОЭСР и ЮНЕСКО в последние годы финансирование науки не достигает указанного показателя даже в таких странах, как Великобритания, Италия, Испания, Канада, Австралия, Российская Федерация. Партия не раскрывает механизм реализации предложений об обеспечении неразрывной связи системы «наука – образование – производство». В этом контексте предложения выглядят не обоснованными.

«НДПУ», «Миллий тикланиш» и УзЛиДеП не выдвигают отдельные предложения по развитию науки, что не позволяет сформировать ясное представление о видении этих партий о будущем науки, их отношение к действующему курсу Правительства.

Как правило, в данном направлении в развитых странах показывают свою активность «зеленые» партии, связывающие благополучие с «зеленой» экономикой. Предложения Экологической партии в этом вопросе носят замкнутый и обобщенный характер. Так, главной идеей партии является интеграция принципов «зеленого» развития в образование и науку. Партия предлагает расширить масштабы экологических исследований и инновационной деятельности, развивать инновационную инфраструктуру путем создания бизнес-инкубаторов и технопарков, включая экотехнопарков. В части коммерциализации научных разработок партия нацелена на развитие экологически чистых, безотходных и ресурсосберегающих технологий, расширить объем научной продукции и внедрение инновационные методы. Особо уделяется внимание на учет потребности отраслей экономики и социальной сферы в научной и инновационной деятельности научных организаций в области охраны окружающей среды, а также внедрение высокоэффективных научных разработок и технологий. Действительно, данные предложения могут принести большой экономический эффект. Для системного осуществления перехода к зеленой экономике партии следует инициировать принятие единого комплексного документа, в котором будут указаны конкретные меры, форма реализации и источники финансирования мероприятий. Не оставил без внимания зеленую экономику и кандидат из УзЛиДеП, который поднимает вопросы внедрения новейших технологий в отрасли промышленности, интенсивного развития сельского хозяйства, улучшения системы оказания агроуслуг. В этом направлении партиям следовало бы объединить свои усилия.

В целом анализ действующих платформ партий и кандидатов свидетельствуют о рассмотрении науки и образования как важного феномена социального благополучия и общественного развития. Все партии отмечают важность всех ступеней образования, роль науки в экономике страны. Вышеприведенное исследование показало необходимость экономического обоснования инициатив, важность практических результатов и их новизны, эффективность последовательных мер.

С учетом изложенного, все это позволяет сформировать рекомендации, на которые партиям следует также обратить внимание при реформировании системы образования и науки:

– повышение качества профессионального образования, анализ востребованности в кадрах с профессиональным образованием;

– придание гибкости в формировании специальностей подготовки кадров с профессиональным или высшим образованием, открытие новых востребованных специальностей, включая узкопрофильные специальности;

– создание благоприятной инновационной среды для научных исследований, расширить масштабы конкурсного финансирования научных проектов путем критического пересмотра существующей системы;

– дальнейшая цифровизация научно-инновационной сферы.

В целом, независимо от исхода выборов, победившая партия и ее кандидат должны учитывать преимущества инициатив других партий, реализовать научно и экономически обоснованные предложения во благо процветания Узбекистана.

Расулев Абдулазиз Каримович, доктор юридических наук, профессор

Хужаев Шохжахон Акмалжон угли, доктор философии по юридическим наукам

Поделиться
Отправить
Твитнуть