«Раньше во всех редакциях были цензоры»: СМИ стали более свободны в освещении информации, в том числе и критической

С каждым годом понятие «свобода слова» становится все ближе отечественным СМИ.

«Раньше во всех редакциях были цензоры»: СМИ стали более свободны в освещении информации, в том числе и критической

Это можно обосновать заявлениями действующего президента Шавката Мирзиёева. Так, в конце декабря прошлого года, в послании Парламенту президент отметил, что средства массовой информации все больше становятся «четвертой властью», освещая не только позитивные изменения в стране, но и поднимая актуальные проблемы. 

Конечно, острые и критические материалы не нравятся многим чиновникам на местах, нарушают их спокойное и беззаботное существование. Но гласность и свобода слова — это требование времени, требование реформ в Узбекистане, — сказал Шавкат Мирзиёев.

В последние четыре года мы учимся жить и работать в создаваемой в нашем обществе атмосфере гласности и открытости, свободы слова. Это сложно, но мы учимся. Справедливая критика объективных журналистов и блогеров указывает на ошибки и недостатки действующих по старинке руководителей, вынуждая их менять стиль работы и повышать свою ответственность, — отметил он.

Ежегодно международная неправительственная организация «Репортеры без границ» публикует Всемирный индекс свободы прессы – исследование и сопровождающий его рейтинг о состоянии свободы прессы в странах мира. Исследования начали проводить 20 лет назад. 

Индекс оценивает степень свободы, которой журналисты и информационные организации, включая печатные, вещательные и онлайн-средства массовой информации, пользуются в той или иной стране, а также усилия властей уважать и обеспечивать уважение к этой свободе. Впервые Индекс был представлен в 2002 году для 139 стран, к настоящему времени их число значительно увеличилось.

По данным Индекса за 2020 год, Узбекистан занимает 156 место из 180. Казалось бы, показатель не такой уж и положительный, но, тем не менее. по сравнению с 2014-2015 годами наша страна поднялась на 10 мест вверх. Это скромные небольшие шаги в правильном направлении, которые можно аргументировать словами президента:

Страна учится жить и работать в атмосфере открытости. Это сложно, но мы учимся, — подчеркнул президент.

Начиная с 2016 года было заметно некоторое расширение круга политически чувствительных тем, освещаемых журналистами, в том числе стало возможным писать о принудительном труде и коррупции. Информационные ресурсы переживают период подъема и изменений в условиях, при которых 56% населения составляют люди моложе 30-ти и все большее число граждан пользуется мобильным интернетом. Власти впервые за почти 13 лет начали разблокировку доступа к определенным критическим новостным ресурсам, таким как «Голос Америки» и Радио Свобода, а в июле 2017 года начал вещание круглосуточный государственный новостной канал «Узбекистан 24», содержащий сдержанную критику в адрес социально-экономической политики.

Специально для Взгляд.uz пресс-секретарь Агентства по внешней миграции Ортикхуджа Норов дал комментарий о развитии свободы слова.

По-моему мнению, на самом деле в Узбекистане в последние годы СМИ стали более свободны. Исходя из моего опыта работы, я сам свидетель, что, например, раньше во всех редакциях были цензоры, которые каждую статью или передачу проверяли на наличие критических элементов. Однако сейчас цензоров уже нет. 

Если раньше критические материалы были только в зарубежных СМИ, то есть, узбекская версия ВВС, Радио Свобода, Голос Америки, то сейчас такие можно увидеть в местных СМИ, что несомненно радует.

Право свободы слова включает в себя свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства со стороны властей и независимо от государственных границ. Это право упомянуто в ряде международных документов, таких как «Всеобщая декларация прав человека» и «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод».

Поделиться
Отправить
Твитнуть