Чем грозит постоянная погоня за красотой

Об этом и многом другом рассуждает практикующий психолог.

Чем грозит постоянная погоня за красотой

Стремление хорошо выглядеть настолько сильно, что люди сжигают себя на солнце, садятся на строжайшие диеты, принимают наращивающие мускулатуру стероиды, делают небезопасные косметические операции, хотя все это сопряжено с огромным риском для здоровья, а иногда и с угрозой для жизни. Цель человека смещается на внешнее, а на развитие духовности и образование времени уже почти не остается. Почему так происходит? Рассказывает практикующий психолог Елизавета Кабацкова в материале для Взгляд.uz.

Внешняя привлекательность – один из критериев успеха и личностного роста во все времена, что уж говорить об эпохе Instagram. Недавно моя очень красивая подруга удалила свой аккаунт в соцсети только потому, что не смогла более выдержать давление со стороны привлекательных девушек, постоянно занимающихся собой и своей внешностью, ей казалось, что она не дотягивает до их уровня. Такое сильное влияние объясняется тем, что человеческое тело – это уже не просто физическая данность, а новое культурное образование, подчиняющееся постоянно изменяющимся эталонам красоты, которые навязываются нам индустрией СМИ и шоу бизнеса. В человеческом сознании одобрение социума «искусственно» увеличивает значимость представления о своём внешнем облике.

Красивый – значит хороший?

«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро», – писал Лев Толстой в повести «Крейцерова соната». А ведь действительно, с самого детства у нас вырабатывается стереотип внешней привлекательности – что красиво, то обязательно хорошо, что не красиво – плохо. Вспомним детские сказки, где главные герои всегда расписываются как внешне привлекательные, к тому же обладают положительно оцениваемыми качествами в обществе – добрые, благородные, щедрые, отзывчивые и т.д. Их антиподы – зачастую некрасивые, обладают отрицательными характеристиками – злые, жадные, завистливые и т.д. Современные опросы показывают, что внешне привлекательные люди также наделяются окружающими всевозможными положительными качествами.

Кроме того, если анализировать исследования о приеме на работу, можно заметить, что большинство работодателей обращают внимание на внешность кандидата (это также зачастую упоминается в требованиях к кандидату, независимо от требований к позиции), и чаще всего отдают предпочтение красивому. Сегодня это явление известно как эффект привлекательности. Психологи отмечает, что привлекательные люди «обходят» менее привлекательных по ряду социально значимых параметров, а именно: в успехе, личном обаянии, известности, сексуальности, коммуникабельности, умении убеждать, не говоря о том, что им больше завидуют.

Миф о женской красоте и молодости – попытка управлять слабым полом?

Важность визуальной составляющей в современной культуре растет с бешеной скоростью. СМИ демонстрируют нам идеалы женственности, которым необходимо следовать. Кроме того, в нашей культуре присутствует феномен омоложения, то есть изменение себя в соответствии с конструктом молодости. Большое количество телевизионных программ-преобразований тому подтверждение.

Идем дальше. Женщине жизненно необходимо положительное отношение к самой себе. По этой причине и существует модная, косметическая, фитнес индустрия: людям важно подобрать модную одежду, чтобы выглядеть привлекательнее. Как правило, это не только желание «быть в тренде», но и стремление «улучшить» свою внешность, чтобы повлиять на свою жизнь, на межличностные отношения, на свою собственную самооценку и уверенность. Повсеместно в социальных сетях и телевизионных программах предоставляют пошаговую инструкцию того, как сделать причёску, правильно нанести макияж, сделать нужные упражнения определенных частей тела. Предполагается, что выполнив данные действия, зритель станет ближе к своему идеалу красоты, а также удовлетворит потребность в любви и привязанности (ведь он станет нужным и любимым окружающими). Таким образом, СМИ «творят кумиров, подражание которым творит невротиков».

Очень интересно мнение известной американской писательницы и журналистки Наоми Вульф, которая пишет о том, что созданный «миф» о важности женской красоты – это попытка укрепить власть над женщинами, усилить контроль общества над жизнью женщин. С точки зрения представителей гендерных исследований, стремление женщин следовать определенным стандартам красоты лишает их индивидуальности. Подумайте об этом на досуге…

И все же привлекательность – понятие социальное

При встрече с человеком, мы формируем наше представление  о нем на основе первого впечатления: «по одежке встречают…» Данная оценка сохраняется долгое время и оказывает сильное влияние на взаимоотношения с человеком. Несомненно, первое впечатление может изменяться и зачастую так оно и происходит, однако внешность влияет на взаимодействия между людьми и отношение к себе самому.

Получается, что внешность помогает нам в коммуникации и распознавании определенных социальных групп. Наш мозг пытается спрогнозировать поведение человека, понять, что можно от него ждать.

Вопрос экономический

Вся индустрия красоты живёт и обогащается за счёт человеческого страха, особенно женской боязни быть некрасивыми, не привлекательными, а значит, не принятыми обществом. Более того, на основе чувства страха “быть не красивым» можно управлять толпой. А мы и есть толпа, которая следует всем канонам красоты, выдвигаемым средствами массовой коммуникации. Интересно, что данный вопрос содержит в себе несколько аспектов, и это не только обогащение косметологических компаний, но и вопросы медицины и экологии (сколько пластиковой упаковки из-под косметологических средств мы еженедельно выбрасываем?).

Конечно, я не призываю отказываться от косметики или не уделять внимание своей внешности. Ни в коем случае. Однако прошу отнестись к этому вопросу критически. Разделять: что есть мимолетное веяние моды, а что – истинная красота; что может ухудшить ваше здоровье, а что пойдет на пользу организму.

Итак, чем грозит постоянная погоня за «красотой»?

В международную классификацию болезней и проблем со здоровьем внесли новое расстройство – дисморфофобию – при которой человек сильно обеспокоен незначительным недостатком своего тела или особенностью внешнего вида. При этом, человек, страдающий расстройством, будет считать, что его «дефект» заметен окружающим, и все осуждают его за это.

Разумеется, негативное эмоциональное отношение к реальным и мнимым недостаткам собственной внешности может приводить к деформации личности и одновременно к снижению самооценки, вызывая депрессивные состояния, тревогу и неуверенность в себе. Особенно обострённо эти процессы протекают в подростковом и юношеском возрасте. Неудовлетворенность своим телом – важный фактор, приводящий к возникновению и развитию расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия).

Что же делать?

  • Особый акцент нужно сделать на критическом осмыслении образов, пропагандируемых СМИ. Важно смотреть «вглубь» СМИ и понимать, что красота – это широкое понятие, которое не заканчивается на внешней привлекательности тела и лица.
  • Нельзя забывать и о том, что СМИ может воздействовать не только отрицательно, но и положительно. Нужно вспомнить о положительных примерах, акцентирующих внимание не на внешности человека, а на его внутренней силе, способностях и харизме.
  • Рекомендации для родителей: необходимо вести диалог с ребенком на тему восприятия красоты. Вы не запретите ему смотреть телевизор, журналы, модные блоги, листать Инстаграм, но можете обсуждать увиденное. Важно, чтобы детей обучали медиаграмотности, которая необходима для критического взгляда на жизнь.

Автор: Елизавета Кабацкова, психолог

Поделиться
Отправить
Твитнуть