12:21 | 7.12.21

Опыт борьбы с коррупцией Сингапура в Узбекистане

Взгляд.uz проконсультировался со специалистом Антикоррупционного агентства о том, как Сингапуру удалось стать одной из наименее коррумпированных стран в мире и как этот опыт можно использовать в Узбекистане.

Опыт борьбы с коррупцией Сингапура в Узбекистане

За последние 55 лет Сингапуру удалось превратиться из одного из самых коррумпированных государств в мире в страну, где коррупция как явление почти что отсутствует. Согласно данным глобальной коалиции по борьбе с коррупцией Transparency International, Сингапур занял в 2020 году третье место в мире (из 180 стран) в рейтинге наименее коррумпированных стран, набрав при этом 85 баллов из 100. 

Для сравнения, у двух стран, делящих между собой звание наименее коррумпированного государства в 2020 году, Новой Зеландии и Дании, по 88 баллов. Стоит также отметить, что в 2012 году первое место в этом рейтинге занимал Сингапур.

Взгляд.uz попросил советника директора Антикоррупционного агентства Узбекистана по информационной политике Дурдону Очилову рассказать, какие решения и практики позволили Сингапуру добиться столь высоких результатов в сфере борьбы с коррупцией и можно ли применить этот опыт в Узбекистане.


В чем секрет Сингапура 

Прежде всего, мы должны сказать, что ни одна страна на земле не смогла искоренить коррупцию. Правительства постоянно борются с этим бедствием самыми разными способами. Ряд стран добились положительных результатов в борьбе с коррупцией. Например, упомянутые Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур входят в первую десятку стран в этой области. Есть ряд причин, по которым многие выделяют Сингапур.

Город-государство, состоящее из нескольких островов, которые обрели независимость сравнительно недавно, в 1965 году, сумело стремительно развиться и стать одним из мировых финансовых центров почти не имея природных ресурсов и изначально являясь бедным государством. Благодаря этому, процесс становления Сингапура как государства часто называют не иначе как «Сингапурское чудо».

Особую роль в реформах страны сыграл премьер-министр Ли Куан Ю, автор «Сингапурского чуда», чья работа включала в себя конституционные реформы в борьбе с коррупцией. 

Фото: Time Magazine

Эксперты указывают на ряд факторов, которые положительно повлияли на борьбу с коррупцией в Сингапуре. В частности, было создано Антикоррупционное бюро — специальный антикоррупционный орган, наделенный широким кругом полномочий в соответствии с законом. 

У руководителя бюро была возможность при необходимости обратиться к Премьер-министру лично в любое время суток. Во все аспекты управления государством были внесены изменения, позволяющие разрешить обращение в госорганы по вопросам бизнеса и инвестиций в течение одного дня, что исключает коррупцию, которую допускала старая система. Персонал же государственной службы отбирается на основе требований меритократии — наиболее образованным и отобранным специалистам назначается высокая заработная плата.

Ли Куан Ю ввел принцип, согласно которому специалист государственной службы должен получать более высокую зарплату, чем специалист, работающий в частном секторе на этом уровне. В результате лучшие кадры стремились работать в госструктурах. Сегодня эта система все еще действует, и Сингапур является страной, которая платит самые высокие зарплаты чиновникам в мире. Самое главное, Сингапур обеспечил неотвратимость наказания для всех виновных в коррупционных преступлениях без исключения.

Есть известная поговорка Ли Куан Ю: «Чтобы победить коррупцию, начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что.»


Наиболее эффективные стратегии

Изучение опыта стран, добившихся положительных результатов в предупреждении коррупции и борьбе с ней, показывает, что ожидаемые результаты могут быть достигнуты при реализации мер по трем основным направлениям.

  • Во-первых, устранение факторов, вызывающих коррупцию. Для этого, в свою очередь, требуется упрощение законодательства, т.е. устранение различного толкования, сокращение бюрократии, сокращение человеческого фактора и автоматизации систем, внедрение принципа коллегиальности принятия решений, обеспечение открытости и прозрачности в деятельности государственных органов, а также общественного контроля.
  • Во-вторых, требуется обеспечить неотвратимость наказания виновных в коррупционных правонарушениях. Установить равенство перед законом для всех, независимо от положения правонарушителя.
  • Третий фактор это формирование антикоррупционных настроений и нетерпимости к коррупции среди населения, а также государственных служащих. То есть развитие нетерпимости со стороны общества к любым формам коррупции.

Следует отметить, что эти меры эффективны только тогда, когда они проводятся параллельно в одно и то же время.


Ответственность за дачу взятки в Узбекистане

Согласно действующему законодательству, дача взятки является является правонарушением и преступлением, и виновные привлекаются к ответственности.

В частности, по статье 211 Уголовного кодекса Узбекистана, дачей взятки считается заведомо незаконное предоставление должностному лицу государственного органа, организации с государственным участием или органу самоуправления граждан материальных ценностей или имущественной выгоды за выполнение или невыполнение в интересах давшего взятку определенного действия, которое должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своего служебного положения.

При этом, лицо, давшее взятку, освобождается от ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки и это лицо в течение 30 суток добровольно заявило о случившемся, чистосердечно раскаялось и активно способствовало раскрытию преступления.


Независимость антикоррупционных органов в Узбекистане

Статья 7 Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» определяет государственные органы, осуществляющие антикоррупционную деятельность Одним из таких органов является прокуратура. Статья 120 Конституции Республики Узбекистан гласит, что прокуратура Республики Узбекистан осуществляет свои полномочия независимо от государственных органов, общественных объединений и должностных лиц и подчиняется только закону.

Также в соответствии с Указом президента от 29 июня 2020 года «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» на принципах законности создано Антикоррупционное агентство, которое обеспечивает объективность, подотчетность, открытость и прозрачность независимо от других государственных органов, организаций и их должностных лиц. Антикоррупционное агентство подотчетно президенту и палатам Олий Мажлиса.


Ротация чиновников

Длительное использование чиновников на одной должности увеличивает риск коррупции во многих странах, и для предотвращения этого используется метод ротации чиновников после определенного периода времени. В Сингапуре практика ротации должностных лиц была введена в рамках реформ. В нашей стране сделаны первые шаги по применению той же практики. 

Например, в рамках Указа президента от 6 июля 2021 года «О мерах по созданию атмосферы нетерпимости к коррупции, резкому снижению коррупции в государственном управлении и расширению участия общественности», планируется введение дополнительных механизмов кадрового обеспечения в государственных органах и организациях, ротация руководителей экономических и финансовых ведомств, а также структур с контролирующими функциями. В указе предусмотрены и другие меры по предупреждении злоупотреблений властью.


Другие международные практики, которые могут быть применены в Узбекистане в ближайшем будущем

Антикоррупционное агентство регулярно изучает зарубежный опыт в области предотвращения и борьбы с коррупцией в стране в качестве координирующего и определяющего антикоррупционную политику органа. Это необходимо для принятия мер по внедрению в нашей стране ряда операций, которые дали эффективные результаты в развитых странах и странах ближнего зарубежья.

Например, в 2020 году в качестве пилотного проекта в 26 государственных органах и органах государственного управления была создана система внутреннего антикоррупционного комплаенса — структуры «Комплаенс Контроль». Хорошие результаты данной системы показали актуальность ее внедрения данной госорганах, и с 1 октября 2021 года по поручению президента система была внедрена во всех госорганах и структурах госуправления.

Агентство также сотрудничает с Великобританией, Германией, Австрией, Францией, Словенией, Сингапуром, Южной Кореей, Малайзией, Украиной, Казахстаном и рядом других стран.


 Автор: Сарвар Камилов

Резкое повышение стоимости на недвижимость: факторы роста цен и обеспечение ценовой стабильности

Резкое повышение стоимости на недвижимость: факторы роста цен и обеспечение ценовой стабильности

14:40
Сравнение авторынков Узбекистана и России

Сравнение авторынков Узбекистана и России

14:30
Доверяй, но проверяй: как распознать мошеннические сайты на просторах интернета

Доверяй, но проверяй: как распознать мошеннические сайты на просторах интернета

12:29
Заблокированные иностранные криптобиржи: незаконные криптовалютные операции и проблемы с лицензированием

Заблокированные иностранные криптобиржи: незаконные криптовалютные операции и проблемы с лицензированием

12:40
«Сила в справедливости»: опыт Амира Тимура в принятии стратегических решений на разных языках мира

«Сила в справедливости»: опыт Амира Тимура в принятии стратегических решений на разных языках мира

12:30
Инвестиционный и деловой климат: как будут определять показатель бизнес-активности в регионах страны

Инвестиционный и деловой климат: как будут определять показатель бизнес-активности в регионах страны

16:10