19:00 | 10.1.22

Дороги, правоохранительные органы или водители: кто виноват

Взгляд.uz разбирает, какие показатели смертности в результате ДТП зафиксированы в Узбекистане, что предпринимают в ГУБДД и какие есть возможные пути решения проблемы.

Дороги, правоохранительные органы или водители: кто виноват

Использование автомобилей затрагивает многие сферы общественной жизни: так, в современных реалиях это обеспечивает удобство не только местным жителям, использующим автомобили в качестве средства передвижения, но и компаниям и фирмам, осуществляющим различного рода перевозки. Рассматривая негативную сторону ситуации, можно проследить большое количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых увеличивается и уровень смертности. Согласно мировой статистике, каждый год в результате ДТП погибает более 1350000 человек. Весомые показатели в этой сфере требуют огласки на широкую аудиторию для принятия соответствующих мер. Как безопасность на дорогах обеспечивается в Узбекистане, что говорит статистика по уровне смертности в ДТП  и как можно улучшить ситуацию?


Как регулируется безопасность на дорогах

  • В Узбекистане действует закон «О безопасности дорожного движения» от 1999 года, а также Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на 2018-2022 годы. Важно отметить, что национальное законодательство в этой сфере после присоединения Узбекистана к Венским конвенциям соответствует международным стандартам.

Около двух лет назад большое внимание стало уделяться новому типу разметки на дорогах, которые нанесли на улицах Амира Темура и на Малой кольцевой автомобильной дороге. Они предусматривали специальные «островки» безопасности для пешеходов и дополнительные секции для разворота транспортных средств.

Еще одним из шагов к обеспечению безопасности дорожного движения стало снижение разрешенной скорости движения автомобилей перед наземными пешеходными переходами у социальных объектов (школы, детсады, институты, поликлиники, больницы) и мест массового скопления людей (парки, торгово-развлекательные центры, рынки, театры, стадионы, концертные залы, мечети, церкви, места проведения свадебных торжеств, бизнес-центры, супермаркеты).


Говоря о скоростном режиме, в Узбекистане максимальная скорость движения по населенным пунктам составляет 70 км/час, а вне населенных пунктов — до 100 км/час.

С прошлого года правоохранительные органы стали принимать видеозаписи с видеорегистраторов, камер видеонаблюдения и других средств съемки, в том числе с мобильных телефонов, в которых зафиксированы нарушения ПДД, для пресечения нарушений на дорогах.


Что показывает статистика

За последние три года статистика смертности в ДТП фиксировала разные показатели. Так, например, в 2019 году в Узбекистане произошло 8092 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 2094 человека без учета раненых и получивших серьезные травмы. В 2020 же году показатели снизились: количество самих ДТП снизилось на 13,7% (около 7000), а количество погибших — на 6,3% и составило 1962 человека. Одним из главных факторов может служить эпидемиологическая ситуация, развернувшаяся в 2020 году: почти пустые улицы, минимальное движение автомобилей, соответственно, и случаев ДТП.  За первые 10 месяцев 2021 года жертвами смертельных ДТП стали около 2 тысяч человек, более 6800 получили травмы.

  • В Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на 2018-2022 годы ставится задача к 2025 году поднять уровень автомобилизации в стране до 116 единиц на 1 тысячу человек, то есть повысить его более, чем наполовину (сейчас составляет 75 единиц на 1 тысячу человек). Таким образом, планируется, что автомобилей на дорогах станет больше. Сложность же здесь заключается в недостаточном состоянии и наличии инфраструктуры. Простой пример: очень часто пешеходы сталкиваются с тем, что есть только проезжая часть для автомобилей и они не могут воспользоваться дорожками для пешеходов ввиду их отсутствия.

Кто виноват в ДТП

В ГУБДД сообщили, что наиболее частыми причинами ДТП, особенно в Кашкадарье и Сурхандарье, служат небрежность и невнимательность водителей общественного транспорта. Какие еще могут быть факторы?

Принято считать, что в аварии всегда виноват водитель. Однако это субъективный подход, поскольку переложить всю ответственность на одного человека гораздо легче. На самом же деле, на возникновение ДТП влияют различные факторы, — отметил директор лицея Туринского политехнического университета Джамшид Садыков.

Таким образом, причинами ДТП могут быть не только водители, но и другие факторы, такие как состояние дорог, иногда даже технические моменты, связанные с автомобилем.


Что предпринять

На данный момент ведомствам поручено в трехмесячный срок предоставить в Кабинет министров проект программы по снижению смертности на дорогах путем улучшения дорожной инфраструктуры и создания безопасных условий вождения, опираясь на опыт зарубежных стран.

Как возможные пути решения проблемы, за которой следуют необратимые и трагичные последствия, можно предпринять следующие меры:

  • Регулярно улучшать состояние и качество дорог. Разметки на дорогах, указание пешеходных переходов, дорожные знаки в нужных местах — контроль за этими факторами позволит снизить уровень аварий и ДТП со смертельным исходом;
  • Немаловажную роль играет и установка в городах фонарей и других источников света. Чтобы предотвратить риск аварий, улицы вечером должны быть максимально освещенными;
  • Больше внедрять систему видеофиксации, усовершенствовать ее и предотвращать правонарушения на дорогах;
  • Находить индивидуальные пути решения и план действий в каждом регионе в зависимости от причин ДТП и особенностей инфраструктуры.
Ментальная связь или как работает нейрочип от компании Илона Маска МИР

Ментальная связь или как работает нейрочип от компании Илона Маска

15:45
Свободная торговля, экспорт и импорт: чего добился Узбекистан МИР

Свободная торговля, экспорт и импорт: чего добился Узбекистан

22:09
Смартфон с интегрированной SIM-картой: возможности и преимущества МИР

Смартфон с интегрированной SIM-картой: возможности и преимущества

15:42
Телеканал Sevimli получал такое же финансирование,  как и другие каналы, — Агентство кинематографии МИР

Телеканал Sevimli получал такое же финансирование, как и другие каналы, — Агентство кинематографии

23:43
«Новое золото»: долгосрочная перспектива использования меди МИР

«Новое золото»: долгосрочная перспектива использования меди

22:10
Курс узбекского сума: причины и последствия девальвации МИР

Курс узбекского сума: причины и последствия девальвации

15:41