Безопасность в Ташкентском метрополитене: как снизить роль «человеческого» фактора

Взгляд.uz разбирает, как безопасность Ташкентского метрополитена за последний год обратила на себя внимание граждан и государства, какие меры уже приняты для пресечения инцидентов и что можно перенять из международного опыта в железнодорожной сфере.

Безопасность в Ташкентском метрополитене: как снизить роль «человеческого» фактора

Метрополитен, являясь одной из самых часто используемых инфраструктур в мегаполисах, представляет все необходимые удобства для перевозки пассажиров. При этом не стоит забывать, что метро — это общественный транспорт повышенной опасности, ведь массовые скопления людей, совершение террористических атак, а также технологические факторы зачастую приводят к необратимым трагическим последствиям. Именно поэтому транспортная безопасность метрополитена, вернее, ее обеспечение дает о себе знать как государству, так и гражданам. Обеспечение безопасности метрополитена, как первостепенная задача государства в поддержании и развитии инфраструктуры, включает в себя многоплановые задачи. Как в Узбекистане предотвращаются инциденты в метрополитене, что планируется предпринять сейчас и что показывает международный опыт разрешения проблем безопасности на транспорте?


Инциденты в Ташкентском метрополитене и принятие мер

За последний год инциденты в Ташкентском метрополитене случались довольно частно. Остановка поездов, высадка пассажиров для проведения техосмотра, приостановление действия некоторых платежных систем, открывающиеся и незакрывающиеся двери, задымление и короткое замыкание в некоторых вагонах на Юнасабадской линии — все эти технические неисправности требовали принятия решительных мер для их устранения.

 Принятие мер

  • С этого года вступит в силу меморандум о взаимодействии в сфере развития ташкентского метрополитена, подписанный Российским «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и «Тошкент метрополитени».

Среди запланированных улучшений можно выделить внедрение цифровой системы управления процессами, усовершенствование системы безопасности, диспетчеризация движения, повышение доступности и востребованности метрополитена, а также создание логистического центра для интеграции пригородного, городского пассажирского транспорта и метрополитена.

Разработан и новый проект по повышенному обеспечению безопасности не только в метро, но и на железнодорожном транспорте. В документе закрепляется порядок классификации происшествий и проведения служебной проверки и учета ЧП, связанных с нарушениями правил дорожного движения и требований безопасности движения на железнодорожном транспорте и, в особенности, в метро.

  • Большое внимание уделяется снижению негативного влияния «человеческого фактора» на управление транспортом. Для этого работники будут проходить осмотры для комплексной оценки их физического, психоэмоционального и психологического состояния.

Разрабатывая этот проект, власти Узбекистана изучили опыт стран СНГ в железнодорожной сфере.


Международный опыт

Досмотр пассажиров и багажа

К проблеме безопасности в метрополитене эффективный подход нашла Великобритания. В метро стали проводиться постоянные проверки пассажиров. Для досмотра багажа британской полицией применяются переносные рентгеновские системы FlatScan-TPXi (система, состоящая из рентгеновского излучателя, ноутбука и детектора) и мобильные рентгеновские установки FlatScan-PODкомпании3DX-Ray (состоит из досмотровой камеры и нескольких отсеков, в которые устанавливаются детектор и излучатель). Такие системы позволяют предостеречь пассажиров от потенциальной опасности, производя осмотр багажей по системе, широко распространенной в аэропортах.

  • В Нью-Йорке служба охраны метрополитена также имеет право проводить досмотр пассажиров и багажа. Для этого нью-йоркские полицейские пользуются портативными детекторами взрывчатых веществ, которые в свою очередь могут распознавать и обнаруживать взрывчатые, наркотические, боевые и промышленные отравляющие химические вещества.

Система видеонаблюдения

В Великобритании установили «умные» камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра. Даже обычные камеры видеонаблюдения, установленные на станциях метрополитенов, помогают расследовать и предотвращать правонарушения и чрезвычайные ситуации. Более того, в Израиле производят специальные датчики с интеллектуальной системой видеонаблюдения, видеоанализа и цифровой видеозаписи для коллективного анализа, моделирования и расследования инцидентов. Такие технологии позволяют управлять событиями в реальном времени и осуществлять одновременно хронологическую, визуальную и звуковую регистрацию происшествий для их точной реконструкции и расследования.


Предотвращение терактов

Помимо системы быстрого обнаружения взрывчатых и радиоактивных веществ, есть и комплексный подход к проблеме, разработанный Францией. Призывы к бдительности стали одной из действенных и эффективных антитеррористических мер. Специальный план «Вижипират» предусматривает различные методы безопасности, которые включают в себя организацию усиленного патрулирования силами полиции и армейских частей, масштабную проверку документов, смену урн на прозрачные пластиковые мешки, которые сразу привлекают внимание.

Проблема обеспечения безопасности в железнодорожном транспорте и метро широко распространена и затрагивает большое число жизней людей по всему миру. Таким образом, для предотвращения угроз и минимизации негативных последствий  следует внедрять проверенные способы обеспечения безопасности, такие как тщательный контроль и осмотр пассажиров, установление системы видеонаблюдения и ситуативных центров, куда поступает информация как с видеокамер, так и от работающих на станции представителей полиции, слаженная работа органов внутренних дел, квалифицированный и психологически здоровый персонал метрополитена, соблюдение мер предосторожности со стороны пассажиров, снижение уровня негативного воздействия «человеческого» фактора на инфраструктуру.

Поделиться
Отправить
Твитнуть