Перспектива развития КНР и Центральной Азии: итоги прошедшего Форума по торгово-экономическому сотрудничеству

Взгляд.uz разбирает, как на протяжении 30 лет развиваются дипломатические отношения между Китаем и странами Центральной Азии, как прошел недавний форум и к каким результатам приведет создание индустриальной зоны в Узбекистане.

Перспектива развития КНР и Центральной Азии: итоги прошедшего Форума по торгово-экономическому сотрудничеству

Богатые природными ресурсами страны Центральной Азии экономически привлекательны для Китая как ввиду их геополитического положения, так и востребованности китайской продукции на азиатских рынках. Уже на протяжении 30 лет КНР и Центральная Азия расширяют грани сотрудничества и взаимодействия в различных сферах и секторах, разрешают широкий спектр вопросов, поддерживают национальную безопасность.  Объединяет страны и реализация проектов в рамках китайской инициативы «Один пояс — один путь», определяющая направления и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества. Активизация торгово-экономических связей эффективно влияет на экономику стран и приводит к положительным результатам. Как складываются отношения КНР со странами Центральной Азии, какое влияние Китай оказывает на ЦА, сколько составил товарооборот между странами за последние 30 лет и что даст Узбекистану создание индустриальной зоны?


Влияние Китая на страны Центральной Азии

Динамичное развитие и сотрудничество между странами позволило постсоветским странам в значительной степени улучшить свое экономическое положение. Как можно заметить влияние Китая?

  • Источник китайского влияния носит преимущественно экономический характер;
  • Влияние Китая обуславливается двусторонним и взаимовыгодным сотрудничеством, при этом региональные организации являются вспомогательным элементом;
  • Китай выступает инвестором при реализации различных совместных проектов.

Основной формой инвестиций Китая в экономику стран Центральной Азии являетсяпредоставление кредитов. При этом значительное влияние на экономику этих стран оказывает политика Китая, направленная на предоставление связанных кредитов. Такая политика подразумевает выделение финансовых средств на льготных условиях с привязкой к необходимости использования китайских материалов, техники, оборудования, технологий, также затрагивает и привлечение рабочей силы.


Внешнеторговый оборот

В 2018 году доля Китая в общемировом ВВП составляла 15,86%, и Китай был второй крупнейшей экономикой мира после США, отодвинув на третье место Японию, опередив ее на 10%. Китай можно действительно считать одним из главным торговых партнеров и одним из крупнейших инвесторов для многих стран Центральной Азии. По итогам 2019 года объем внешнеторгового оборота Китая с государствами региона составил 46,3 млрд долларов. Касательно внешней торговли, ни одно из государств Центральной Азии не входит в число основных партнеров-импортеров Китая, только Казахстан занимает 39-ю позицию. Китай же является крупнейшим (для Кыргызстана и Узбекистана) или вторым крупнейшим (для Казахстана) партнером-импортером для стран Центральной Азии.

  • 17 январе в видео-формате прошел Форум по торгово-экономическому сотрудничеству между КНР и странами Центральной Азии, в рамках которого были подведены итоги долгосрочного сотрудничества, а также определены направления развития и принято решение об укреплении торгово-экономической кооперации.

За последние 30 лет объем торговли между Китаем и странами Центральной Азии вырос более чем в 100 раз. Объем прямых инвестиций Китая в пять стран Центральной Азии превысил 14 млрд долларов США, заявил министр коммерции КНР Ван Вэньтао на Форуме. На протяжении последних трех десятилетий Китай и эти пять стран продолжают углублять торгово-экономическое сотрудничество, достигая прочных и плодотворных результатов.


Индустриальная зона в Узбекистане

Одним из важных нововведений на Форуме стало решение о создании индустриальной зоны в Узбекистане. Осуществлять поставленные цели Узбекистан будет совместно с ШОС.

  • Важно отметить, что в 2021 году Узбекистан взял на себя обязательства по председательству в Шанхайской организации сотрудничества сроком на один год и определил приоритетные направления деятельности.

Индустриальные зоны создаются для развития современной инфраструктуры и создания импортозамещающих и конкурентоспособных производств, а также для привлечения иностранных и отечественных инвестиций.

В Узбекистане в рамках подготовки к саммиту ШОС организуется специальная индустриальная зона «Узбекистан – ШОС». Мы приглашаем наших друзей и партнеров принять участие в реализации проектов на данной территории, — подчеркнул вице-премьер, министр инвестиций и внешней торговли Сардор Умурзаков. — Считаю целесообразным ускорить принятие совместных мер по упрощению и либерализации процедур взаимной торговли, развитию электронной коммерции, созданию зеленых коридоров для сельскохозяйственной и плодоовощной продукции, сближению технических регламентов, санитарных и фитосанитарных норм, а также внедрению безбумажной торговли.

Так, индустриальная зона в Узбекистане даст ряд преимуществ присоединившимся к ней странам:

  • Возобновятся стабильные логистические цепочки;
  • Ускорится реализация совместных проектов;
  • Будет обеспечена беспрепятственная трансграничная торговля;
  • Планируется развивать отношения в сфере инвестиционного сотрудничества;
  • Сертификаты о вакцинации от COVID-19 будут взаимно признаны странами;
  • Упростятся условия карантинных мер для привитых туристов;
  • Наладится поток авиарейсов.
Поделиться
Отправить
Твитнуть