13:04 | 23.6.22

Повышение статуса педагога могут закрепить в Основном законе страны

Замдиректора Исследовательского института правовой политики при Минюсте Узбекистана, доктор юридических наук и профессор Абдулазиз Расулев рассуждает о предложении Главы государства закрепить в Конституции статуса педагога и невмешательства в его деятельность.

Повышение статуса педагога могут закрепить в Основном законе страны

Необходимость закрепления вопроса на уровне Конституции

В ходе встречи с членами Конституционной комиссии Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил важность закрепления статуса педагога в Основном законе. Для народов Узбекистана наставник и учитель являлись самым уважаемым и почитаемым человеком.

Не зря наш мудрый народ говорит: «Устоз отангдек улуғ!» (Почитай учителя как отца!).

Примечательно, что Глава государства сам начинал свою карьеру в вузе и эти предложения им выдвинуты с учетом большого опыта в этой сфере. Поэтому закрепление статуса педагога на уровне Конституции считаю очень правильным и своевременным.

Однако сейчас трудно сказать, что педагог является престижной и привлекательной профессией для молодежи. Увы, отношение к ним также неоднозначное. Конечно, это негативно отражается на качестве образования.


В последние годы акцентируется внимание на повышение статуса педагога, привлекательности этой профессии. Выделяются дополнительные средства. Постановлением Президента Узбекистана «О мерах по привлечению квалифицированных специалистов в бюджетные организации, расположенные в отдаленных районах» учителям, осуществляющим деятельность в других регионах, предусмотрено выделение единовременной первоначальной денежной помощи в 50-кратном размере базовой расчетной величины с выплатой ежемесячной денежной компенсации в двукратном размере базовой расчетной величины за аренду жилья.

Уже три года обсуждается вопрос о необходимости отдельного закона о наставниках. Так, Закон «О статусе учителя» проходил обсуждение в Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов еще в январе 2019 года (Законопроект был разработан Министерством народного образования), в последующем после доработки в ноябре-декабре 2020 года был выставлен на обсуждение Закон «О статусе педагогического сотрудника» (Законопроект был разработан Министерством юстиции). Многие представители научно-академических, экспертно-аналитических кругов неоднократно предлагали эту идею отразить в Основном законе. Видимо, именно сейчас наступила время внесения этих предложений, которые будут восприняты обществом с большой благодарностью.

Во многих развитых Азиатских странах поддержка педагогов закреплена в законодательстве. К примеру, в Конституции Южной Кореи статус учителей определен в законах этой страны. В Конституции Малайзии вопросы статуса и подготовки учителей законодательно определены в общегосударственном (федеративном) масштабе. В Конституциях ОАЭ и Катара указано, что государство должно стремиться создавать условия для качественного образования, что требует повышения статуса учителей.

Кризисы, доверие, демократия: С трибуны Генассамблеи ООН прозвучали приоритеты и ожидания Узбекистана

Кризисы, доверие, демократия: С трибуны Генассамблеи ООН прозвучали приоритеты и ожидания Узбекистана

18:14
В Ташкенте разыграли кубок интеллектуальной игры Заковат

В Ташкенте разыграли кубок интеллектуальной игры Заковат

13:00
Когда выдержка сильнее обстоятельств: как прошел финал турнира «Кубок независимости» в Бухаре

Когда выдержка сильнее обстоятельств: как прошел финал турнира «Кубок независимости» в Бухаре

12:30
Центрально-азиатский регион станет одним из важнейших транзитных узлов между Восточной Азией и Европой, — Эксперт ИСМИ

Центрально-азиатский регион станет одним из важнейших транзитных узлов между Восточной Азией и Европой, — Эксперт ИСМИ

14:50
Почему саммит Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане должен иметь значение для запада?

Почему саммит Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане должен иметь значение для запада?

19:30
ШОС и цифровизация: как страны ШОС будут сотрудничать по цифровизации

ШОС и цифровизация: как страны ШОС будут сотрудничать по цифровизации

14:38