Направления двустороннего партнерства Узбекистана и Азербайджана: запуск совместных проектов и реализация намеченных целей

Первый замдиректора ИСМИ Акрамжон Неъматов рассуждает о ряде проведенных встреч в ведущих аналитических и исследовательских центрах Азербайджана.

Направления двустороннего партнерства Узбекистана и Азербайджана: запуск совместных проектов и реализация намеченных целей

В Азербайджане прошел форум официальных аналитических центров государств-членов Организации тюркских государств. Первый заместитель директора ИСМИ Акрамжон Неъматов провел встречи в ряде ведущих аналитических и исследовательских структурах страны, таких как Центр анализа международных отношений, Центр анализа экономических реформ и коммуникаций и Центр исследований Южного Кавказа.

В ходе переговоров обсуждены итоги состоявшегося государственного визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Узбекистан.

Отмечалось, что благодаря политической воле и совместным усилиям Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Президента Азербайджана Ильхама Алиева в последнее время отношения между странами вышли на траекторию устойчивого развития, обретают многоплановый характер.

По мнению Акрамжона Неъматова, отношения двух стран наполняются ценностным содержанием, обретают еще более стратегический, по сути, союзнический характер. Об этом свидетельствует подписанный сторонами солидный пакет из 18 документов, призванных способствовать дальнейшему развитию узбекско-азербайджанского взаимодействия в промышленной, туристической, транспортно-логистической, миграционной, военной и военно-технической сферах.

  • Знаковым и историческим событием, определившим магистральный вектор дальнейшего развития двусторонних отношений, по словам замдиректора ИСМИ, стала принятая лидерами Декларация об углублении стратегического партнерства и наращивании всестороннего сотрудничества между Республикой Узбекистан и Азербайджанской Республикой.

Документ носит всеобъемлющий характер и охватывает около 40 направлений взаимодействия двух государств, предусматривающих расширение торгово-экономического сотрудничества, производственной кооперации, эффективное использование транспортно-транзитного потенциала.


Результаты сотрудничества стран

Благодаря совместным усилиям только за последние пять лет товарооборот между Узбекистаном и Азербайджаном вырос почти в семь раз — с 17,1 млн долларов в 2016 году до 118,8 млн в 2021-м.

Эта положительная тенденция, безусловно, сохранится и в 2022-м году. Ускоренный рост взаимной торговли за пять месяцев текущего года составил 49,1 процента, что позволило довести объем товарооборота до 66,4 млн долларов, —констатировал Акрамжон Неъматов.

Неъматов также отметил, что наблюдается рост интереса азербайджанских инвесторов к Узбекистану.

  • В 2021 году освоено 64,1 млн долларов азербайджанских инвестиций;
  • В 2022-м ожидается освоение 82,4 млн долларов;
  • За последние годы число совместных предприятий увеличилось в четыре раза: сегодня в Узбекистане действуют 238 предприятий с азербайджанским капиталом, а в Азербайджане — 53 узбекские компании.

Говоря о перспективах наращивания двустороннего взаимодействия, эксперт считает особенно важным развитие промышленной кооперации через использование конкурентных преимуществ и взаимодополняемости экономик двух стран. В качестве успешного примера он отметил запуск совместного производства узбекских автомобилей и автобусов в Азербайджане.

В этом плане Акрамжон Неъматов отметил важность подписанного на днях межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области промышленности.

Интересы Узбекистана и Азербайджана в расширении тесных связей в данной сфере обуславливаются ускоренным развитием промышленного сектора в двух странах. Узбекистану удалось увеличить вклад промышленности в экономику с 20,6 процента в 2016 году до 28,5 в 2021-м году, в то же время доля промышленной продукции в структуре ВВП Азербайджана достигла около 50 процентов», — заявил замдиректора ИСМИ.

Со слов представителя ИСМИ, в реализации намеченных целей во многом будет способствовать полученный Узбекистаном статус преференциальной торговли GSP+ с Евросоюзом, который предоставляет возможность беспошлинно поставлять 6,2 тысячи наименований товаров, произведенных на территории нашей республики, на рынки стран Евросоюза и Великобритании. Узбекистан уже нарастил экспорт узбекских производителей на европейский рынок на 30 процентов.

Вместе с тем, экспертом акцентировано внимание на том, что увеличение производства совместной продукции актуализирует вопрос беспрепятственного доступа на рынки третьих стран. Данный факт обуславливает необходимость более тесного сотрудничества в транспортно-логистической сфере. Особую важность, по мнению эксперта ИСМИ, приобретает стремление наших стран развивать трансрегиональные транспортные коридоры, что увеличит объем взаимных грузоперевозок и повысит транзитный потенциал не только двух стран, но и Центральной Азии и Кавказа в целом.

Большие перспективы открываются с созданием Трансафганского коридора, реализацией маршрута
Китай – Кыргызстан – Узбекистан и восстановлением Зангезурского коридора, который может обеспечить кратчайший сухопутный путь из Азии в Европу.

Эти маршруты позволят создать единую транспортную сеть между странами, расширить возможности для торговли и с Китаем, и с Европейским союзом.

В рамках программы визита Акрамжон Неъматов ознакомился с деятельностью единой платформы «Azexport.az», управляемой Центром анализа экономических реформ и коммуникаций, которая занимается обеспечением продаж продукции на внешних и внутренних рынках. В ходе состоявшегося обмена мнениями дана высокая оценка возможностям этой платформе, в частности по выдаче сертификата свободной продажи, упрощения экспортных процедур и предоставлению транспортных и логистических услуг.
В этом ключе, отметив важность налаживания тесного взаимодействия между Узбекистаном и Азербайджаном в целях продвижения взаимной торговли, подчеркнута необходимость выработки практических механизмов сотрудничества на базе указанной площадки.


Конституционная реформа

В ходе проведенных встреч, Акрамжон Неъматов также довел до азербайджанских экспертов суть и значение конституционной реформы. В частности указано, что проектом Конституционного закона предусматривается внесение более 200 изменений в Основной закон. В рамках подготовки законопроекта изучены основные международные стандарты, передовой зарубежный опыт – конституции свыше 100 стран.

  • Отмечено, что конституционные поправки становятся нормами прямого действия, направленными, в первую очередь, на гарантированное обеспечение, защиту конкретных личных, социальных, экономических, политических, культурных и экологических прав и интересов граждан самых разных социальных слоев общества.

Стороны, отмечая важность сотрудничества между аналитическими центрами двух стран, договорились продолжить совместную работу для выработки новых направлений двустороннего партнерства и реализации намеченных целей.

Поделиться
Отправить
Твитнуть