12:22 | 4.7.22

Как развитие трансрегиональных транспортных коридоров влияет на налаживание экспортных связей

Замдиректора ИСМИ Акрамжон Неъматов рассуждает о необходимости более тесного сотрудничества в рамках ОТГ в транспортно-логистической сфере.

Как развитие трансрегиональных транспортных коридоров влияет на налаживание экспортных связей

Транскаспийский железнодорожный коридор — надежное связующее звено между странами Центральной Азии и Кавказа. Такую точку зрения высказал первый замдиректора ИСМИ Акрамжон Неъматов в ходе Форума аналитических центров государств-членов Организации Тюркских государств. В частности, эксперт ИСМИ подчеркнул необходимость более тесного сотрудничества в рамках ОТГ в транспортно-логистической сфере.

По его словам, развитие трансрегиональных транспортных коридоров будет способствовать увеличению объемов взаимных грузоперевозок и повысит транзитный потенциал не только стран-членов ОТГ, но и двух регионов в целом.

В этой связи, подчеркнул Акрамжон Неъматов, Узбекистан продолжает уделять приоритетное значение развитию международных транспортных коридоров, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.

Так, сегодня 6,4% ВВП Узбекистана приходится на сферу транспортных услуг. 7,4% от общих инвестиций и 29,5% сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. Мы к 2030г. планируем увеличить пропускную способность нашего транзитного потенциала в 4,4 раза – до 6,04 миллиардов тонн. При этом доля инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны должна увеличиться до 46,7 миллиардов долл., — констатировал эксперт.

Особо подчеркивалось, что Узбекистан настойчиво выступает за реализацию проектов трансрегиональной коннективности, которые свяжут кратчайшим путем Центральную Азию через Афганистан с Пакистаном и Ближним Востоком, предоставят возможность выхода государствам Южной Азии и Ближнего Востока на рынки СНГ и Европы.

При этом, добавил представитель ИСМИ, у Организации уже имеется хороший потенциал и задел на перспективу. Так, расположение регионов на геостратегически важных перекрестках Евразии, который связывает магистральные транзитные коридоры Север и Юг, Запад и Восток, дополняет все эти преимущества.

Одним из таких важных маршрутов он назвал Транскаспийский железнодорожный коридор, который становится надежным связующим звеном между странами Центральной Азии и Кавказа, а также другими государствами Европейского и Азиатского континента. В этих условиях, особую важность приобретает стремление стран ОТГ развивать трансрегиональные транспортные коридоры, что увеличит объемы взаимных грузоперевозок и повысит транзитный потенциал не только наших стран, но и двух регионов в целом.

К примеру, снижение стоимости на транзит всех видов узбекских грузов по территории Азербайджана привело к росту объёма грузоперевозок по маршруту «Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан-Турция» в 2021 года до 44 тыс. тонн.

В то же время, отметил замдиректора ИСМИ, важное значение для Узбекистана имеет использование транзитного потенциала железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс», обеспечивающей выход узбекских товаров на мировой рынок. Со своей стороны, Азербайджан проявляет интерес в продлении планируемой железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» до Каспийского моря, что усилит транзитные возможности Транскаспийского коридора. Реализацией маршрута «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» сократится расстояние из Китая в Юго-Восточную Европу до 900 км, что равно 7-8 дням.

При этом заинтересованность стран ОТГ также в продвижении мультимодального транспортного коридора «АТР – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа» значительно повысит торговый потенциал наших стран, — считает Акрамжон Неъматов.

Большие перспективы, по мнению замглавы ИСМИ, открываются с созданием Трансафганского коридора, который позволит сократить время транспортировки товаров и снизить стоимость перевозки в 2 раза.

Также восстановление «Зангезурского коридора» может обеспечить кратчайший сухопутный путь из Азии в Европу. В этом значительную роль сыграет инициированный Азербайджаном проект строительства железной дороги Горадиз-Агбенд, не достающийся участок — от Ордубада до границы с Арменией, что обусловит создание всей инфраструктуры Нахчыванской железной дороги.

Эти маршруты позволят создать единую транспортную сеть между нашими странами и расширить возможности для торговли и с Китаем, и с Европейским союзом.

В частности, успешная реализация коридора «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» превратит страны Центральной Азии в сухопутный мост, способный соединить страны ОТГ с Китаем и регионом Южной Азии в целом. Благодаря коридору можно будет обеспечить более глубокую интеграцию всех стран Центральной Азии и Кавказа в глобальные цепочки поставок и активное участие в международном транзите товаров.

Выступая в качестве узловых хабов в своих регионах, наши страны не должны становится лишь «транспортными дворами» для других стран. Мы должны формировать экономические коридоры путем создания вдоль существующих транспортных маршрутов производственно-логистические и сбытовые центры, что позволит нам производить и поставлять на внешние рынки продукцию с высокой добавленной стоимостью, — заявил эксперт.

Также воплощение этих проектов способствует тому, что ЦА станет воротами в Южную Азию и Юго-Восточную Азию, где имеется ёмкие рынок для сбыта продукции. В частности, население Южной Азии составляет 1,9 млрд чел. (¼ часть мирового) и ВВП 3,5 трлн. долл. Это самый быстрорастущий регион мира (до 7,5% в год).

Для достижения указанных целей важно ускорить разработку Программы Организации тюркских государств по взаимосвязанности в транспортной сфере, предложенную Узбекистаном на саммите ОТГ. Эта программа позволит найти эффективные решения по вопросам развития межрегиональных мультимодальных коридоров, упрощения процедур пересечения границ, цифровизации таможенных, санитарных и других видов контроля, поиска эффективных решений для оптимизации транспортных и транзитных тарифов», — заключил Акрамжон Неъматов.

3 июля в одном из городов Азербайджана Шуша состоялся Форум официальных аналитических центров государств-членов Организации Тюркских государств, который был организован в рамках ОТГ и собрал представителей ведущих «мозговых центров» стран-членов и наблюдателей Организации.

Следует отметить, что в соответствии с решением 7-го форума, который прошел в Стамбуле в 2021 г., очередной 8-й Форум официальных аналитических центров государств-членов и наблюдателей OTГ состоится в ноябре в Ташкенте.

В Узбекистане поэтапно внедрят регулирование выбросов парниковых газов

В Узбекистане поэтапно внедрят регулирование выбросов парниковых газов

19:44
Россия поторопила Узбекистан со строительством атомной электростанции

Россия поторопила Узбекистан со строительством атомной электростанции

20:01
«Трудные времена»: Узбекистан предложил усовершенствовать ОБСЕ и призвал организацию к решению проблем

«Трудные времена»: Узбекистан предложил усовершенствовать ОБСЕ и призвал организацию к решению проблем

12:19
Доверие и сотрудничество: эксперт рассказала о результатах решения приграничного вопроса с Кыргызстаном

Доверие и сотрудничество: эксперт рассказала о результатах решения приграничного вопроса с Кыргызстаном

18:38
«Затронет многие семьи»: Жителям Центральной Азии грозит нищета из-за войны на Украине

«Затронет многие семьи»: Жителям Центральной Азии грозит нищета из-за войны на Украине

16:30
Узбекистан и Евросоюз договорились усилить экономическую дипломатию

Узбекистан и Евросоюз договорились усилить экономическую дипломатию

11:28