Демаркация казахстанско-узбекской государственной границы: причины и итоги переговоров

Взгляд.uz разбирает, почему вопрос о демаркации границ лежит на повестке дня и к чему пришла узбекско-казахстанская демаркационная комиссия.

Демаркация казахстанско-узбекской государственной границы: причины и итоги переговоров
Фото: Arbat.media

С 20 июня по 1 июля 2022 года в Ташкенте состоялось очередное заседание правительственных делегаций Республики Казахстан и Республики Узбекистан в Совместной казахстанско-узбекской демаркационной комиссии. Вопросы демаркации границ стран остро лежат на повестке. Это связано с историческим фактором развития: после распада Советского Союза делимитация границ не проводилась, так, некоторые участки земли, расположенные на границе Узбекистана и Казахстана протяженностью более 2200 километров, оказались спорными. Разбираем, зачем нужна демаркация, что установила делимитация границ в 2002 году и что предпринимается сейчас.


Демаркация 

Демаркация — определение и проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками. Демаркация служит государству защитой от посягательств на территорию.

Демаркация позволяет:

  • определить, где заканчивается территория одного государства и начинается территория другого;
  • обеспечить безопасность на сопредельных территориях;
  • защитить приграничные территории от нападений;
  • не допустить или предотвратить противоправное нарушение в  виде пересечения границы другими странами;

Делимитация

Делимитация границы — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров. Делимитация отличается от демаркации тем, что границы не обозначают с помощью пограничных знаков на местности, а просто фиксируют в договоре и графически изображают на прилагаемых к договору картах, не на местности.

Процесс делимитации казахстанско-узбекской государственной границы проходил в период с 2000 по 2002 годы. Проведенная делимитация определила прохождение 96% общей протяженности границы.

В рамках делимитации было принято два документа:

  • Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской Государственной
    границе (от 2001 года);
  • Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской Государственной границы.

Последний документ охватывал положение таких населенных пунктов, как Багыс и Туркестанец, Арнасайская плотина. Проведенная делимитация, хоть и определила принадлежность спорных земель, но не привела к значительным результатам. Так, оставалось еще множество пограничных населенных пунктов, о принадлежности и статусе которых требовались отдельные соглашения стран.


Пути к разрешению вопросов

В начале 2003 года правительства Узбекистана и Казахстана произвели дополнительные уточнения линии прохождения госграницы.

  • В результате к Узбекистану отошел участок земель, прилегающий к селениям Багыс и Туркестанец и расположенный к северо-востоку от Ташкента;
  • Казахстану в свою очередь были переданы поселок Багыс и земли перешейка между Чардаринским водохранилищем и озером Арнасай.

В 2004 году после осуществленных полевых работ, а также установления пограничных столбов с флагами на границах территорий, страны признали отсутствие претензий территориального характера. До 2019 года вопрос о демаркации границ не поднимался. За последние несколько лет были проведены заседания Правительственных делегаций Республики Узбекистан и Республики Казахстан в Совместной узбекско-казахстанской демаркационной комиссии.

На недавнем заседании стороны продолжили согласование и утверждение проектов итоговых документов демаркации казахстанско-узбекской государственной границы, прилагаемых к договору между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о демаркации казахстанско-узбекской государственной границы. Следующее заседание комиссии запланировано на территории Республики Казахстан.

Поделиться
Отправить
Твитнуть