Хищение и растрата бюджетных средств: что препятствует строительству дорог

Взгляд.uz разбирает, как выполняются принятые программы и что препятствует улучшению качества дорог страны.

Хищение и растрата бюджетных средств: что препятствует строительству дорог
Фото: Sputnik / Рамиз Бахтияров

За последние 5 лет в Узбекистане построено, реконструировано и отремонтировано более 45,3 тысяч км автомобильных дорог.

В 2022 году строительство и ремонт внутренних дорог с цементобетонным покрытием будут проводиться кластерным способом.

  • Таким образом, в республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте в этом году предусмотрено строительство внутренних дорог с цементобетонным покрытием общей протяженностью 2 606 км.

Более того, для  обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 29 ноября 2021 года № УП–27 «О мерах по утверждению и реализации Концепции общественной безопасности Республики Узбекистан» была принята Общенациональная программа «Безопасная и гладкая дорога», которая предусматривает:

  • комплексное совершенствование инфраструктуры автодорог;
  • цифровизацию системы управления движением на дорогах;
  • развитие и цифровизацию общественного транспорта;
  • усиление пропагандистско-разъяснительной работы по обеспечению безопасности дорожного движения, внедрение практического обучения детей ПДД;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки водителей и усиление контроля за техническим состоянием транспортных средств.

Тем не менее, при строительстве и ремонте дорог выявляется и ряд проблем.


Качество

За январь-июнь 2022 года, то есть за первое полугодие, в Инспекцию по контролю качества дорог поступило 290 обращений, среди которых было выявлено 8 случаев некачественно выполненных строительно-монтажных работ на сумму около 474 миллионов сумов.

  • При этом многие из оставленных обращений поступили от участников дорожного движения.

На проблему качества дорог все чаще обращают внимание граждане Узбекистана. Так, на платформу «Инициативный бюджет» поступило 20 тысяч предложений, что составляет 25% от общего числа обращений, касательно ремонта и улучшения состояния внутренних дорог.


Читайте также: Состояние и качество дорог: обращения, проблемы, пути решения


Хищения из бюджета

Нередки случаи хищения средств из бюджета, который изначально предназначался для строительства и ремонта автомобильных дорог.

Например, в 2021-2021 годах должностные лица в Сырдарьинской области путем фальсификации документов расхитили около 1 млрд 525 млн сумов, которые были выделены на ремонт дорог. В отношении правонарушителей возбуждено уголовное дело по статьям 167 (хищение путем присвоения или растраты) и 209 (должностной подлог) Уголовного кодекса Узбекистана.

В Кашкадарье должностные лица присвоили и растратили 1,1 млрд сумов. Чтобы замести следы, они вписали в официальные документы ложные сведения о невыполненных работах. Изначально средства предназначались на строительство и ремонт пешеходных и велосипедных дорожек, что также предусмотрено общенациональной программой «Безопасная и гладкая дорога».

В отношении должностных лиц возбуждено уголовное дело по статье 167 (хищение путем присвоения или растраты) и статье 228 (изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт или использование) Уголовного кодекса Узбекистана.

Согласно статистике, в целом за 2021-2022 годы на строительстве автомобильных дорог незаконно израсходовано 3 миллиона 143 тысячи долларов.

Таким образом, хотя на проблему автомобильных дорог Узбекистана обращается особое внимание, нередки случаи не только некачественного ремонта дорог, но и факты хищения средств из бюджета, что значительно замедляет процесс благоустройства регионов республики.

Поделиться
Отправить
Твитнуть