12:46 | 2.9.22

Саммит ШОС в Самарканде: решения для лучшего развития

Ректор Университета INHA Ташкент Музаффар Джалалов рассуждает, какие задачи стоят перед Узбекистаном в рамках председательства в ШОС и какие темы затронут главы 8 стран на предстоящем саммите.

Саммит ШОС в Самарканде: решения для лучшего развития

Узбекистан в рамках своего председательства в 2022 году в Шанхайской организации сотрудничества, принимает в Самарканде 15-16 сентября саммит глав 8 стран, являющихся членами ШОС.

Событие такого уровня ежегодно проходит в одной из стран этого международного объединения. Однако 2022 год стал во многом особенным в новейшей истории. И Узбекистан, и так признанный страной, стабилизирующей многие спорные процессы, волей судьбы становится настоящим центром обсуждения серьезнейших на сегодняшний день вопросов достижения стабильности, продовольственной безопасности, промышленного развития стран, представляющих сегодня большую и значимую часть мирового сообщества.

В саммите принимают участие руководители стран-членов ШОС, в числе которых Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

  • Население этих 8 стран составляет 3,2 миллиарда человек или около половины населения планеты.
  • Их общая территория превышает 34 миллиона квадратных километров или более 60% территории Евразийского континента.
  • Кроме руководителей этих 8 стран, в самаркандском саммите планируют принять участие лидеры Беларуси, Исламской Республики Иран и Монголии, которые имеют статус стран-наблюдателей.
  • И наконец, ожидается участие в этом мероприятии специальных гостей принимающей страны. На данный момент Президент Шавкат Мирзиёев пригласил лидеров Турции и Туркменистана.

Имея потенциал такого взаимодействия на площадке саммита, Узбекистан безошибочно выбирает стратегию приоритетов – активизация экономического сотрудничества и укрепление безопасности.

Именно наращивание экономического потенциала взаимодействия стран, объединённых на разных уровнях участия в ШОС, и идея поддержания стабильности на этом пространстве являются залогом его поэтапного и неуклонного развития, наращивания потенциала во благо населения этих государств.

Поэтому в числе задач тогда ещё предстоящего председательствования, выдвинутых Шавкатом Мирзиёевым в сентябре 2021 года на саммите в Душанбе, были: укрепление потенциала и авторитета ШОС; активизация усилий по обеспечению мира и стабильности в регионе; сокращение бедности и обеспечение продовольственной безопасности.

Далее воплощение этих инициатив идет по нарастающей:

  • Узбекистан выступил за разработку конкретного плана развития внутрирегиональной торговли, который будет включать меры по устранению торговых барьеров, сближению технических регламентов и цифровизации таможенных процедур.
  • В числе приоритетов — принятие программы промышленной кооперации, подготовка межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере туризма и программы инфраструктурного развития на пространстве ШОС.
  • Президент Мирзиёев предложил учредить экспертный форум по информационной безопасности и ввести институт посла доброй воли ШОС.

Наконец, актуальный на протяжении многих лет аспект стабильности Афганистана, как фактора стабильности региона и всего пространства ШОС. К своим постоянным инициативам по поддержке развития соседней страны, Узбекистан присоединяет еще одну, которая может стать поворотным событием в процессе поддержки решения афганского вопроса. Мирзиёев предлагает регулярно проводить встречи высокого уровня в формате ШОС — Афганистан, выразив готовность первую из них принять в Ташкенте.

Такой регулярный формат будет способствовать пониманию необходимости выработки единого подхода к ситуации в этой стране, который послужил мостом к более действенному переходу к постоянному диалогу с лицами, принимающими решения в Афганистане.

У Узбекистана богатый опыт председательствования в ШОС, эта честь выпадала стране уже трижды — в 2004, 2010 и 2016 годах. Опираясь на анализ сделанного ранее, принимая самое активное участие в развитии организации, председательствуя в ШОС в новых условиях, возникших на мировой политической арене, страна, являющаяся центром региона, становится центром решений, которые могут стать судьбоносными в мировом масштабе.

Интеграция, в частности экономическая, на таком огромном пространстве, с учетом стран-наблюдателей и партнерских государств Узбекистана, может дать возможность жить стабильнее и лучше миллиардам людей. А значит показать реальный пример того, как кооперация, создание взаимодополняющих экономических потоков, продуманная конкуренция дадут возможность внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий в сельское хозяйство и промышленность, помогут стабилизировать энергообеспечение и водообеспечение, предотвращать на основе анализа и научного прогнозирования негативные явления и минимизировать их последствия.

Узбекистан, как страна, где мирно живут и трудятся, растят детей и делают карьеру люди более 100 национальностей, не просто многое знает о толерантности, но и обогащает это понятие ежедневной практикой. Проживая собственную модель поэтапного развития, страна всегда готова делится опытом и изучать, имплементировать лучшие из мировых практик. Этот опыт толерантности, разумного подхода к решению спорных вопросов, поиска и нахождения путей диалога, Узбекистан в качестве председателя ШОС несет сегодня огромному пространству стран-соратниц. Эти подходы станут основой инициатив страны на предстоящем саммите ШОС и залогом принятия странами общих решений, позволяющих шаг за шагом делать это объединение примером мирного совместного сосуществования, дружбы и развития стран, объединенных общей целью – сделать все необходимое и важное для лучшей жизни своих граждан.