17:30 | 6.9.22

Фейки, клевета и кибератаки: как защитить общество и государство в информационной сфере

Замдиректора Исследовательского института правовой политики при Минюсте Узбекистана, доктор юридических наук, профессор Абдулазиз Расулев рассуждает об угрозах в сфере информационной безопасности и сотрудничестве в рамках ШОС.

Фейки, клевета и кибератаки: как защитить общество и государство в информационной сфере

В условиях глобализации именно информационная безопасность становится актуальным вопросом международного масштаба. Поэтому многие организации, включая ШОС стремятся обеспечить эффективное сотрудничество в этой области. Какие меры предприняты в этом направлении со стороны? Насколько они важны?

Экспертным мнением по этим вопросам поделился заместитель директора Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор Абдулазиз Расулев.


Сегодня информация стала одним из ключевых элементов практически любых отношений. Информация используется не только для обмена сведениями или взаимоотношений между людьми, но и также как эффективное «орудие» для достижения различных целей. К сожалению, эти цели могут быть и негативными.

Сегодня фейки, клевета или оскорбление в социальных сетях, распространение личных сведений без согласия лица стали все чаще наблюдаться в медиа просторах. В связи с этим возникает необходимость защиты физических и юридических лиц, а также государства от различных информационных угроз и вызовов.

Процессы глобализации, характерные для современного этапа развития общества, тесно связаны с совершенствованием информационно-коммуникационных технологий, и во многом поддерживаются внедрением новейших глобальных информационных систем, функционирующих на основе глобальных информационно-коммуникационных сетей, что больше ставит зависимость общества от информации.


Сегодня во всем мире около 5 миллиардов людей, а именно 63 % населения Земли пользуются Интернетом. В странах ШОС пользователями всемирной сети являются более 2 миллиардов людей, что составляет 27 % от населения мира. В Республике Узбекистан этот показатель составляет более 27 миллионов или около 80% населения страны.

Совершенствование технологий приводит не только к укреплению индустриального общества, но и к появлению новых, ранее не известных источников опасности, новых угроз.

  • По оценкам экспертов, в 2021 году число кибератак в мире увеличилось на 50% по сравнению с 2020 годом Ущерб от киберпреступлений в 2021 году превысил 6 триллионов долларов против 3 триллионов долларов в 2015 году.

В таких условиях необходима слаженная система обеспечения защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Следовательно, вопросы обеспечения информационной безопасности выходят на первое место.


ШОС – это международная площадка, объединяющая страны, занимающих 60% территории Евразии и в которых проживает половина населения Земли. Поэтому для этой организации вопросы информационной безопасности имеет не только региональное, но и международное значение.

Впервые документально вопрос обеспечения безопасности в рамках ШОС был выдвинут в 2009 году. Тогда было принято Соглашение между правительствами государств–членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.

В данном соглашении были указаны шесть основных угроз:

  1. разработка и применение информационного оружия, подготовка и ведение информационной войны;
  2. информационный терроризм;
  3. информационная преступность;
  4. использование доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств;
  5. распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств;
  6. угрозы безопасному, стабильному функционированию глобальных и национальных информационных инфраструктур, имеющие природный и (или) техногенный характер.

Примечательно, что Соглашением были даны определения указанным понятиям, что показывает важность координированных и согласованных действий в рамках организации. В дальнейшем эти вопросы были уточнены в Совместном заявлении глав государств-членов ШОС от 2020 года и нашли практическое отражение в Плане взаимодействия стран ШОС по вопросам обеспечения международной информационной безопасности на 2022-2023 годы, разработанного при активном участии Узбекистана.

Опыт стран ШОС показал необходимость принятия универсальных правил обеспечения международной информационной безопасности. Данная инициатива была выдвинута участниками организации ШОС, в том числе Республикой Узбекистан.

9 февраля 2015 года было направлено письмо постоянных представителей Казахстана, Китая, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана при ООН на имя Генерального секретаря с предложением принятия универсальных правил поведения в рамках обеспечения информационной безопасности.

Мы считаем, что именно данные универсальные правила должны быть положены в основу международного порядка в области обеспечения глобальной информационной безопасности.

Кроме того, в Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года особое внимание уделяется вопросу дальнейшего поэтапного реагирования на данную проблематику. В документе отмечено, что ШОС будет интенсивно и настойчиво добиваться принятия в ООН «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности», и в дальнейшем на этой основе совместно с другими членами мирового сообщества работать над формированием единого международного регулирования сферы ИКТ, развивать сотрудничество на этом направлении, в том числе в повышении квалификации профильных специалистов государств-членов в рамках Стратегии развития ШОС до 2025 года. В рамках предстоящего саммита ШОС в Самарканде также планируется обсудить вопросы противодействия угрозам информационной и кибербезопасности в условиях обеспечения прав человека и верховенства права на пространстве ШОС.

Отрадным фактором является то, что активную позицию в инициировании вопросов обеспечения глобальной информационной безопасности занимает Узбекистан. Это еще раз подчеркивает высокую обеспокоенность правительства ростом количества преступлений в области информационных технологий, усилением вызовов и угроз в сфере обеспечения международной информационной безопасности.