Эксперт рассказала о возможном крахе производства сахаросодержащих напитков из-за акциза на газировку

В ноябре этого года производители газированных напитков узнали о планах правительства ввести с 1 апреля 2024 года акциз на напитки, содержащие сахар. По словам эксперта, Установив акциз без дифференциации, правительство добьется только одного – производителям будет незачем снижать уровень сахара в напитках.

Эксперт рассказала о возможном крахе производства сахаросодержащих напитков из-за акциза на газировку

В ноябре этого года производители газированных напитков узнали о планах правительства ввести с 1 апреля 2024 года акциз на напитки, содержащие сахар. Такие планы содержатся в Бюджетном послании Минфинэкономики к Олий Мажлису. Принимая во внимание этот документ, депутаты должны разработать Государственный бюджет на 2024 год.

“Наша Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков Узбекистана приветствует все намерения, направленные на снижение потребления сахара, борьбу с сахарным диабетом и лишним весом. Но возникает закономерный вопрос: почему при подготовке такого важного документа и поставленных серьезных целях по оздоровлению населения, составители Послания не провели никакого диалога с представителями индустрии?”, – задается вопросом Альфия Мусина, исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Узбекистана, магистр в области международных отношений и европейских исследований.

Этот акциз точно поможет здоровому образу жизни?

В послании “акцизу на газировку” посвящены два абзаца на 43-ей странице:

“На основании рекомендации Всемирной организации здравоохранения о введении дополнительного налога на безалкогольные напитки, содержащие сахар и другие виды подсластителей, с 1 апреля 2024 года вводится акциз в размере 500 сумов за литр на газированные напитки, содержащие сахар. Поступления от этого акциза в полном объеме предлагается передать в Фонд развития медицины”.

Однако, как стало известно в рекомендации ВОЗ нет ни слова о “других видах подсластителей”, речь идет исключительно о сахаре. Чрезмерное потребление сахара серьезно вредит здоровью нации, увеличивая нагрузку на здравоохранение. Но как говорит эксперт Мусина, если бы у производителей запросили статистику, то они смогли бы предоставить цифры, которые показывают, что рынок сладких газированных напитков в Узбекистане находится на стадии развития, он в два раза меньше на душу населения, чем в соседнем Казахстане. В Узбекистане потребление безалкогольных напитков – 2,8 млрд литров, в Казахстане – 3,1 млрд литров.

Узбекистан считается традиционно чайной страной, объем потребления газировки, (soft drinks) (сюда входят не только сладкие газированные напитки, но и минеральная, газированная и негазированная вода) составляет 2,852 млрд литров в год, объем потребления чая и кофе (hot drinks) составляет 6,493 млрд литров в год.

Потребление сахара в Узбекистане в 2017 году составило 31 кг на душу населения. Тем не менее, по данным ассоциации, в стране не проводилось исследования структуры потребления сахара, в связи с чем были использованы данные по Российской Федерации. В 2017 году на производственное потребление сахара приходилось лишь 40,3%, на потребление населением – 51,5% и на экспорт – 8,2%. При этом на индустрию безалкогольных напитков приходится лишь около 1,5% оборота сахара.

“Основной сахар население потребляет “с ложки”, в кондитерских изделиях, конфетах и фасованном сахаре. Сладкую газировку пьют от случая к случаю. И если говорить о здоровье нации как о цели, то необходимо проводить информационные кампании о вреде чрезмерного употребления сахара в целом. Подняв цену на всю газировку, этой цели невозможно будет добиться. Люди не перестанут класть сахар в чай и кофе и употреблять чрезмерно сладкие кондитерские изделия. И это объективная реальность”, – считает Альфия Мусина.

Рекомендация ВОЗ по потреблению сахара составляет от 25-50 граммов в сутки. На долю напитков в ней рекомендовано оставить не более 5 грамм. Полностью доклад ВОЗ можно прочесть здесь.

Установив акциз без дифференциации, правительство добьется только одного – производителям будет незачем снижать уровень сахара в напитках, потому что и за 5 грамм сахара и за 1,5 грамма и за zero sugar, они будут платить одинаковый налог. И по сути, у них останется только одно конкурентное преимущество – делать напитки слаще, чтобы понравиться потребителю.

Именно так произошло во Франции. В 2012 году правительство установило единый налог на все напитки, а в 2018 году ввело дифференциацию. Чем меньше сахара, тем меньше налог. Тем самым заставив индустрию ввести новый тренд для потребителей, “меньше сахара, меньше калорий”. Потребление напитков zero sugar сейчас составляет больше половины рынка.

Что будет у нас, если принять акциз?

“И без того маленький рынок сладких безалкогольных напитков быстро хлопнется. Пострадают мелкие производители, а крупные игроки свернут свои инвестиционные программы и новые линейки с нулевым содержанием сахара. Страна недосчитается тысяч новых рабочих мест. Сиюминутная прибыль в бюджет отзовется последующим спадом сбора налогов. Не каждый небольшой частный предприниматель, производящий соки, нектары и сокосодержащие напитки выдержит новый налог и снижение потребления”, – говорит Мусина.

По ее мнению, зато в страну хлынет “серая газировка” из соседних стран, потому что разница в цене – это всегда большое искушение для людей, занятых в торговле. На рынок “камазами” будут завозить напитки из Афганистана и соседнего Казахстана, где, кстати, тоже хотели ввести акциз, но посчитав все “за” и “против”, отказались.

“Моя коллега, глава Ассоциации производителей безалкогольных напитков Казахстана Алия Мамытбаева заявила, что введение налога на сахаросодержащие безалкогольные напитки будет иметь негативное влияние на предприятия отрасли. По представленным ею расчетам, уже в первый год после введения данной меры налогооблагаемая база сократится со 131,6 млрд тенге до 96,8 млрд тенге. Я хочу сказать, что при введении такой серьезной меры как акциз, не стоит брать за основу только релиз ВОЗ, нужно просчитывать все последствия – и социальные, и экономические”, – продолжает эксперт.

Серая газировка

У нас так же, как и в Казахстане, в индустрии задействовано огромное количество малого и среднего бизнеса. Производителей сладкой газировки, соков и сокосодержащих напитков в стране на 2023 год насчитывалось 1021 предприятиe. Большинство из них не справится с новой налоговой нагрузкой и будет вынуждено уходить в серую зону, продавать продукцию “из-под полы”.

Как достичь цели?

По мнению Альфии Мусиной, все крупные социально ориентированные производители безалкогольных газированных напитков твердо стоят на позиции за здоровый образ жизни. Каждый из них осуществляет свои социальные программы – это спорт, экология, образование.

Большие игроки ставят перед собой задачу создавать линейки напитков с нулевым содержанием сахара, задать тренд на отказ от слишком сладкой продукции, и это не только напитки, но и в целом сахар и кондитерские изделия, выступают флагманами этого тренда, чтобы низкое содержание сахара в продукции становилось конкурентным преимуществом. За ними будет подтягиваться средний и малый бизнес, когда они увидят, что именно спрос, а не акциз формирует привычку потребителей следить за правильным питанием.

Эксперт считает, что необходима эффективная информационная кампания для потребителей, разъясняющая вред чрезмерного употребления сахара.

Альфия Мусина выступила с обращением к заместителю премьер-министра, министру экономики и финансов Узбекистана Джамшиду Кучкарову и депутатам Олий Мажлиса:

“Уважаемый Джамшид Анварович! Мы готовы к совместной работе. У нас есть знания и цифры. Мы оперируем дата-данными, которые могут помочь принять правильное решение. Исследование по структуре потребления в Узбекистане от Euromonitor будет доступно в середине декабря 2023, мы готовы дать релиз. Мы те эксперты, которых не хватает законодателям. Наша цель – сформировать здоровые привычки у населения, дать им альтернативу чрезмерному потреблению сахара, пропагандировать здоровый образ жизни, улучшать качество продукции и расти, как индустрия, предлагающая рабочие места.

Мы также обращаемся к депутатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан: 8 ноября проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год» концептуально был принят в первом чтении. Ответственному комитету в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению было поручено обсудить проект закона с участием специалистов и экспертов, и на основе мнений и предложений доработать документ. Мы именно те самые специалисты и эксперты, и мы просим учесть наше мнение. Мы ждем серьезного разговора”.

Поделиться
Отправить
Твитнуть