В Узбекистане разработали законопроект «О защите прав пользователей онлайн-платформ и веб-сайтов». Подробную информацию предоставили в АИМК.
Документ разграничивает понятие блогер и инфлюенсер, в частности:
- блогер – физическое лицо (пользователь онлайн-платформы), размещающее в своём аккаунте или в общественном сообществе контент социально-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе с целью обсуждения этой информации другими пользователями онлайн-платформы;
- инфлюенсер – блогер, имеющий более десяти тысяч подписчиков в своём аккаунте или общественном сообществе на онлайн-платформе.
У блогеров и инфлюенсеров появятся следующие права:
- создавать, получать и распространять контент любыми способами, не запрещёнными законодательством;
- свободно выражать мнение на онлайн-платформе и веб-сайтах в соответствии с законами;
- защищать свои права, свободы и законные интересы, честь и достоинство путём обращения в уполномоченный орган (Агентство информации и массовых коммуникаций) или в суд;
- обращаться с требованием (возражением) к владельцу онлайн-платформы, модератору публичного сообщества или владельцу веб-сайта в случае нарушения их прав и законных интересов;
- получать доход от своей творческой, коммерческой и иной законной деятельности в соответствии с законодательством и правилами использования платформы;
- отказываться от предлагаемых платформой продуктов, если они противоречат личным интересам и взглядам;
- ограничивать демонстрацию нежелательного контента;
- быть защищёнными от необоснованного ограничения доступа к своему аккаунту, сообществу или сайту и получать уведомление с указанием причин в случае ограничения.
Вместе с этим у них появятся и обязанности. В частности:
- соблюдать законодательство;
- уважать права и свободы других лиц, их честь и достоинство;
- не распространять незаконный контент;
- удалять незаконный контент в случае его размещения;
- при сборе добровольных пожертвований через платформы или сайты соблюдать требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.
В дополнение к вышеуказанным правам и обязанностям инфлюенсеры несут следующие дополнительные обязанности:
- проверять достоверность распространяемого контента до его публичного размещения;
- не размещать и не допускать распространения ложной информации, порочащей честь, достоинство граждан или деловую репутацию организаций;
- осуществлять мониторинг собственных аккаунтов, сообществ или сайтов, в том числе разделов, открытых для комментариев, на предмет незаконного контента и при обнаружении незамедлительно удалять его;
- не допускать размещения незаконного контента в своих аккаунтах, сообществах или на сайтах;
- в случае распространения ложной информации удалять её или маркировать как ложную по обращению граждан, юрлиц или госорганов;
- по требованию пострадавшей стороны публиковать опровержение ложной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию;
- размещать публичную контактную информацию для обратной связи;
- не публиковать материалы предварительного следствия без письменного разрешения прокурора, следователя или дознавателя, а также не влиять на суд до вынесения приговора;
- уплачивать налоги с рекламной или иной доходной деятельности, осуществляемой через платформу или сайт, в соответствии с Налоговым кодексом Узбекистана.
В случае неисполнения инфлюенсером обязанностей АИМК направит ему предписание об устранении нарушения, которое должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с подтверждением. При этом инфлюенсер имеет право обжаловать предписание в судебном порядке.
Если инфлюенсер не исполнил предписание, АИМК вправе направить владельцу платформы или его представителю представление о временном (до шести месяцев) прекращении деятельности аккаунта или сообщества инфлюенсера на территории Узбекистана.инфлюенсер не исполнил предписание,
Если инфлюенсер не указывает контактную информацию, то размещение рекламы на аккаунтах, сообществах и сайтах инфлюенсеров запрещается.
Ответственность за соблюдение указанных обязанностей на аккаунтах или сайтах юридических лиц возлагается на ответственное лицо или должностное лицо организации.