За последний год виртуальный мобильный оператор Humans оказывался в нескольких конфликтах: от сбоев в работе карт до арбитражного иска против государства. Что легло в основу этих ситуаций и с какими вопросами Humans сталкивается сегодня?
Жалоба на «Узбектелеком»
В мае 2025 года Humans подала заявление в Комитет по развитию конкуренции, обвинив оператора «Узбектелеком» в установлении монопольно высоких тарифов и создании дискриминационных условий.
Компания утверждает, что с 2021 года базовая ставка на доступ к инфраструктуре (Gn-интерфейс) не менялась, несмотря на общее снижение стоимости интернета. При этом, по заявлению Humans, «Узбектелеком» снизил скорость доступа к интернету для компании и пригрозил приостановкой всех услуг в случае непогашения задолженности. Сумма долга, по неподтверждённым данным, превышает 500 млрд сумов.
Антимонопольный орган подтвердил получение жалобы и сообщил, что проводит рассмотрение.
4 июня компания «Узбектелеком» прокомментировали ситуацию, заявив, что законодательство не ограничивает Humans в выборе операторов, подчеркнув, что он может использовать сети Ucell, Beeline и Mobi.uz.
Humans продолжает оказывать услуги, используя инфраструктуру АК «Узбектелеком», не инвестируя в собственную сеть и накапливая задолженность. 8 мая экономический суд Ташкента удовлетворил иск АК «Узбектелеком» о взыскании долгов». Утверждения о монопольном положении АК «Узбектелеком» являются необоснованными, — говорится в заявлении.
В организации также заявили, что компания Humans на протяжении длительного времени систематически нарушала договорные обязательства, не оплачивая значительные суммы задолженности за оказанные услуги. АК «Узбектелеком» продолжала предоставлять услуги, чтобы не были нарушены права потребителей — независимо от того, являются ли они клиентами Humans или других операторов, — и чтобы они получали услуги в соответствии с оплаченной суммой.
Сбой работы карт и конфликт с Octobank
23 сентября 2024 года по всей территории Узбекистана перестали работать карты HumansVisa. Простой продолжался почти два дня. Карты Visa, выпущенные непосредственно Octobank, продолжали функционировать. Сбой коснулся исключительно карт, выпущенных для клиентов Humans.
Карты Humans — это совместный продукт с Octobank. Банк выпускает карты и открывает счета, а Humans — платёжный агент и разработчик приложения, через которое пользователи управляют своими деньгами. Все операции проходят через Octobank, а карта активируется в приложении Humans.
На следующий день компания опубликовала заявление, в котором обвинила Octobank в технической несостоятельности и поставила под сомнение компетентность команды банка. Также сообщалось, что Humans обратится в Центральный банк и платёжную систему Visa.
Octobank в ответ пояснил, что приостановка обслуживания карт Humans была вынужденной: была зафиксирована подозрительная транзакционная активность. Для защиты средств клиентов операции временно ограничили. Банк подчеркнул, что остальные карты, выпущенные им, продолжали работать в штатном режиме.
Спустя несколько дней заявление Humans исчезло с официального сайта, а Telegram-каналы, опубликовавшие его, отредактировали посты, убрав обвинительные формулировки.
Проблемы в платёжном бизнесе
В сентябре 2024 года Центральный банк Узбекистана временно приостановил деятельность платёжной организации Maroqand (бренд UPay), которая входит в группу Humans. 31 октября председатель ЦБ Мамаризо Нурмуратов на пресс-конференции объяснил причину решения регулятора — проведение незаконных операций, в том числе переводов в пользу букмекерских компаний. Он также прокомментировал возражения Humans о том, что компания не получила соответствующего уведомления.
Мы проинформировали главного виновника. Трижды вызывали на заседания Комитета банковского надзора, обсуждали и предупреждали организацию, нарушившую наши правила, — подчеркнул глава ЦБ.
Арбитражное разбирательство против государства
30 мая 2025 года сингапурская Humans Mobile Ltd., головная структура группы Humans, инициировала арбитраж в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) против правительства Узбекистана. В иске упоминаются действия Центрального банка и Uztelecom, которые, по версии истца, нарушают двустороннее соглашение о защите инвестиций между Узбекистаном и Сингапуром.
Компания требует компенсации ущерба и заявляет, что арбитраж — это способ защитить права инвестора в условиях «недобросовестного администрирования».