В крупнейших городах Центральной Азии фиксируется высокая избыточная смертность, связанная с жарой. Об этом говорится в докладе Всемирного банка и Глобального фонда по уменьшению опасности стихийных бедствий.

В Ташкенте, Астане и Бишкеке эта цифра достигает от 19 до 21 случая на 100 тысяч человек в год, в Ашхабаде — 25–28 случаев. К 2090 году совокупная смертность, связанная с аномально высокими температурами, может достичь от 10 до 23 тыс человек в год только в крупных городах региона, включая Ташкент и Астану.

Жара уже оказывает ощутимое влияние на здоровье и экономику. По состоянию на 2023 год, рост температуры привел к потере более 87 тыс рабочих мест с полной занятостью, в том числе более 22 тыс — в Узбекистане и около 18 тыс — в Азербайджане.

Ашхабад оказался в числе девяти городов, где к 2050 году ежегодные экономические потери от жары могут превысить 2% ВВП. В Кыргызстане жара ежегодно повреждает около 200 км дорог, что ведёт к значительным расходам на ремонт и сбоям в работе транспортной инфраструктуры.

Ситуацию усугубляет эффект «городского острова тепла» — плотная застройка, отсутствие зелёных зон и асфальтовые поверхности усиливают воздействие жары. Согласно докладу, количество жарких дней в городах региона может более чем утроиться к 2050 году. Это особенно опасно, учитывая, что свыше 70% населения региона проживает именно в городах.

За последние два десятилетия десятки тысяч человек погибли из-за жары в Европе и Центральной Азии. К 2050 году эти цифры могут утроиться и сравняться с числом жертв дорожно-транспортных происшествий, — отмечают авторы доклада.

Экстремальная жара также провоцирует перегрузку больниц и энергетических систем, выход из строя оборудования, перебои в цепочках поставок. Она снижает как физическую, так и умственную работоспособность людей, особенно в секторах, подверженных жаре — строительстве, транспорте и туризме. Наиболее уязвимыми остаются пожилые люди и малообеспеченные семьи.

Ранее МЧС Узбекистана дало советы, как сберечь себя в пекло на фоне ожидаемого заноса жаркой воздушной массы.