На пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2026 год».

В 2026 году реальный рост ВВП Узбекистана составит 6,6%, и достигнет 4 686 долларов на душу населения. Прогнозируется, что темпы роста в промышленности составят 6,4%, сельском хозяйстве – 4,2%, сфере рыночных услуг – 14,5%, строительстве – 10,2%. Также ожидается снижение уровня инфляции.

Наряду с этим объем доходов консолидированного бюджета на 2026 год предусмотрено определить в размере 515,4 трлн сумов, расходов — 567 трлн сумов, дефицит консолидированного бюджета по отношению к ВВП составит 3%, предельный объем внешнего долга снизится до 5 млрд долларов по сравнению с текущим годом.

Депутаты акцентировали внимание на том, что сохранение основных налоговых и таможенных ставок на прежнем уровне в 2026 году позволит обеспечить рост доходов бюджета за счёт экономического роста и расширения налоговой базы. Они также поддержали меры по повышению размеров пенсий, стипендий и пособий сверх уровня годовой инфляции с целью улучшения качества жизни населения, роста реальных доходов граждан и усиления социальной защиты.

В проекте определено, что на следующий год в социальную сферу планируется направить 220 трлн сумов, что составляет почти 55% всех расходов. 25,5% средств Госбюджета предусматривается выделить на образование и науку, 12,1% — на здравоохранение, 4,2% — на социальную защиту населения.

Определены конкретные меры, направленные на повышение доходов местных бюджетов, расширение полномочий местных Кенгашей народных депутатов, укрепление доходной базы районных и городских бюджетов и повышение их самостоятельности. Подчёркнуто, что эти меры позволят быстрее находить экономические решения социальным проблемам регионов и эффективно устранять имеющиеся в данном направлении.

В ходе обсуждений представители народа отметили необходимость осуществления парламентского и депутатского контроля в целях обеспечения эффективного и рационального использования бюджетных средств органами государственной власти и организациями.

Также даны предложения и рекомендации по увеличению доходов бюджета, дальнейшему расширению налоговой базы, сокращению «теневой экономики», устранению при использовании бюджетных средств коррупционных факторов и бюрократических препятствий.

После выступлений фракций политических партий проект закона о Государственном бюджете был концептуально принят в первом чтении.