3 декабря на заседании Законодательной палаты министр экономики и финансов Жамшид Кучкаров прокомментировал увеличение дефицита государственного бюджета на 2026 год.
Депутат Сайдулла Неъматов отметил, что по мере роста экономики Узбекистана наблюдается и увеличение дефицита бюджета.
Дефицит бюджета действительно растёт. Оценка дефицита бюджета по отношению к ВВП показывает реальную картину. Если рассматривать дефицит как разницу между доходами и расходами, то цифра сама по себе ничего не означает. Если ВВП — это доход, который государство способно создать, то именно по отношению к этому доходу определяется уровень дефицита и долговой нагрузки, — отметил министр.
По слова министра, в Узбекистане много лет держался профицит бюджета, однако это не было хорошим показателем. Как отметил Кучкаров, причина в том, что никто не хотел давать Узбекистану кредиты для покрытия дефицита бюджета.
Поскольку тогда не было реформ, сум не был свободно конвертируемым, налоговая политика была другой — всего того, что было сделано за последние восемь лет, тогда просто не существовало. Поэтому нам не давали кредиты для покрытия дефицита бюджета, — рассказал Жамшид Кучкаров.
Он также подчеркнул, что высокий дефицит — тоже плохо. С теоретической и практической точки зрения дефицит на уровне 3% считается нормальным. Дефицит на уровне 3% обеспечивает умеренный рост государственного долга и одновременно не допускает выхода ситуации на уровень дефолта или банкротства.
Любой дефицит считается оправданным только тогда, когда в стране наблюдается экономический рост. Если роста нет, то дефицит — это фактически выпуск дополнительных денег в экономику с целью её стимулирования, то есть фискальное стимулирование. И если даже мы привлекаем заёмные средства и направляем их в экономику, но при этом экономика не растёт, значит это неправильно, отметил вице-премьер.
Ранее Депутаты рассмотрели и в первом чтении концептуально одобрили проект госбюджета Узбекистана на 2026 год, предусматривающий рост ВВП на 6,6%, снижение инфляции, доходы бюджета в 515,4 трлн сумов, расходы — 567 трлн сумов, дефицит в 3% ВВП, а также значительное увеличение финансирования социальной сферы и сохранение налоговых ставок при расширении налоговой базы.