Сегодня очевидно: если государство не связывает свою стратегию будущего с потенциалом молодёжи, оно неизбежно теряет позиции в глобальной конкурентной гонке.
В эпоху, когда знания и инновации стали ключевой ценностью, молодое поколение выступает важнейшим стратегическим ресурсом развития государства и общества. —
В этом контексте реализуемая в Узбекистане государственная молодёжная политика приобретает не только социальное значение, но и превращается в действенный механизм обеспечения устойчивого и долгосрочного развития страны.
Хотя ещё в первые годы независимости Узбекистана вопросы молодёжи были подняты на уровень государственной политики, именно за последние семь–восемь лет это направление наполнилось принципиально новым содержанием. По инициативе президента Шавкат Мирзиёева была сформирована целостная система, охватывающая практически все сферы жизни молодёжи, юридически выверенная и эффективно работающая на практике. В результате молодёжная политика перестала быть набором разрозненных мер и превратилась в комплексную стратегию с чёткими целями и механизмами реализации.
Правовые основы и институционализация молодёжной политики
В последние годы молодёжная политика в стране вышла на качественно новый уровень. В стратегиях обновляющегося Узбекистана вопросы молодёжи определены как стратегический приоритет. С этой целью было принято около 100 законов и подзаконных актов, направленных на повышение эффективности молодёжной политики.
В новой редакции были приняты законы «О государственной молодёжной политике» и «Об образовании», расширившие правовые гарантии молодёжи. Создано Агентство по делам молодёжи, которое стало единым и эффективным исполнителем государственной политики на практике.
Через такие механизмы, как «Молодёжная тетрадь», «Женская тетрадь» и «Железная тетрадь», было налажено адресное решение социально-экономических проблем молодёжи. Эта система позволила индивидуально изучать проблемы молодых людей и оказывать поддержку в сферах занятости, образования, профессиональной ориентации, социальной защиты и предпринимательства.
Реформы в сфере образования и науки
Одним из наиболее наглядных показателей эффективности молодёжной политики стали преобразования в системе образования и науки. За последние годы в этой сфере произошли коренные изменения, кардинально обновившие отношение к знаниям. Для молодёжи Узбекистана открылись двери не только региональных, но и ведущих мировых образовательных учреждений.
В результате реформ в сфере дошкольного образования число детских садов увеличилось в 8 раз и достигло 38 тысяч, а охват детей в возрасте 3–7 лет дошкольным образованием вырос с 27,7% до 77% к 2025 году. Развитие школьного образования стало общенациональным движением: за последние семь лет более чем в 5 тысячах школ проведены строительные и ремонтные работы. Расширено обучение второму иностранному языку и профессиям, впервые внедрено инклюзивное образование в 530 школах, создано 201 специализированная школа для одарённых учащихся.
В результате в прошлом году молодёжь Узбекистана заняла первое место в Центральной Азии по поступлению в университеты топ-500. Сегодня 30 молодых граждан обучаются в университетах топ-10 мира, 500 — в топ-100 и 1 500 — в топ-300 престижных вузов.
Существенные изменения произошли и в сфере высшего образования: модернизированы университеты, расширены возможности обучения, налажена деятельность негосударственных и зарубежных вузов, увеличено финансирование научных исследований. Количество высших учебных заведений выросло с 69 до 222. Созданы молодёжные академии, технопарки и инновационные центры, обеспечившие условия для реализации научных идей и стартапов.
Повышается и научный потенциал: создан Центр олимпиад по наукам, а только за 9 месяцев текущего года узбекистанская молодёжь завоевала 166 медалей на международных олимпиадах. Эти результаты являются следствием политической воли Президента, направленной на развитие молодёжного потенциала.
В рамках проекта «Один миллион программистов» 325 тысяч молодых людей получили знания в сфере IT. Существенно выросли показатели владения иностранными языками: в 2020–2025 годах 245,7 тысячи молодых людей набрали 5,5 и более баллов по IELTS, а число получивших 8,5–9 баллов увеличилось в 47 раз и достигло 68 человек.
Была усовершенствована деятельность фонда «Эл-юрт умиди», внедрена новая система покрытия расходов на обучение и проживание для поступивших в университеты топ-300. Значительно увеличены квоты по направлениям STEM, энергетике, транспорту, урбанистике, архитектуре, строительству, сельскому и водному хозяйству.
Развитие спорта и здорового образа жизни
С первых дней реформ особое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. За последние 8 лет ежегодное бюджетное финансирование спорта выросло с 250 млрд до 3 трлн сумов. Построено более 250 крупных спортивных объектов, около 100 реконструировано, в махаллях и отдалённых сёлах создано около 2 тысяч спортивных площадок. Полностью модернизированы 14 олимпийских и паралимпийских центров.
Благодаря этому спортсмены страны добиваются высоких результатов на международной арене. На Олимпийских и Паралимпийских играх в Париже сборная заняла 13-е место, на Всемирной универсиаде — также 13-е, а на Молодёжных играх в Бахрейне и соревнованиях Исламской солидарности в Саудовской Аравии — 2-е место. Более 50 рекордных достижений на мировых, азиатских и олимпийских соревнованиях свидетельствуют о формировании нового поколения молодёжи.
Молодёжное предпринимательство и занятость
Экономическая активность и занятость занимают важное место в молодёжной политике. По стране действуют около 15 тысяч учебных и 7,5 тысячи центров профессиональной подготовки, для которых предусмотрено более 100 льгот и преференций. В текущем году объявлено более 40 новых инициатив для молодёжи с финансированием около 500 млн долларов.
Реализуются 8 300 проектов общей стоимостью 35 млрд долларов, что позволит создать 292 тысячи рабочих мест. Для поддержки стартапов привлечено 145 млн долларов венчурных инвестиций. Годовой оборот 261 предприятия, созданного молодыми предпринимателями, превысил 100 млрд сумов, что подтверждает эффективность принимаемых мер. В сельских районах молодёжи предоставляются земельные участки, бизнес-инкубаторы и субсидии, обеспечивая экономическую самостоятельность сотням тысяч молодых людей.
Гражданская и политическая активность молодёжи
Последовательно растёт и гражданская, и политическая активность молодёжи. Молодёжные парламенты, механизмы общественного контроля и доверие к молодым кадрам в системе государственного управления стали практическим выражением демократических реформ. За последние семь лет доля руководителей в возрасте до 40 лет выросла с 37% до 65%.
Это наглядное подтверждение принципа, что молодёжь — не только будущее государства, но и его ключевой стратегический ресурс уже сегодня.
Заключение
Таким образом, государственная молодёжная политика в Узбекистане превратилась в комплексную стратегию, выражающуюся не в декларациях, а в конкретных цифрах, результатах и институциональных изменениях. Молодёжь рассматривается не как условный «проект будущего», а как основной драйвер экономического роста, социальной стабильности и политического обновления уже сегодня. Размещение человеческого капитала, прежде всего молодого поколения, в центре государственной политики свидетельствует о глубинной трансформации модели развития страны.
Эксперт,
Бекзод Тураев