В Узбекистане за последние годы последовательно реализуется политика запрета ряда табачной и никотиновой продукции. Отправной точкой в этом вопросе стал закон Республики Узбекистан №844 от 25 мая 2023 года, который изначально вводил ограничительные меры, а затем перешел к запретам. Развитие политики строгих запретов, а не усиленного контроля, может обернуться не только потерей налоговых поступлений из-за роста контрабанды, но и лишить взрослых курильщиков менее опасной альтернативы табачной продукции.

Запреты за ограничениями

Новый закон №844 «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» на первом этапе вводил лишь регулирующие меры — запрет продажи ряда продукции лицам моложе 21 года, терминология в законодательстве и работа с новыми товарами, сокращение торговли вблизи школ. Нововведения вступили в силу с 26 августа 2023 года, уже через год начал действовать второй этап, который привнес уже конкретные запреты.

В соответствии с частью 2 статьи 37 закона введен запрет на ввоз и реализацию на территории Узбекистана ряда продукции, в том числе некурительной табачной продукции и никотинсодержащих некурительных изделий или же снюса. При этом запрет не распространяется на производство и реализацию на территории Узбекистана насвая. Отдельно закон устанавливал его официальное понятие:

Насвай — вид некурительной табачной продукции, предназначенной для сосания и изготовленной из табака и нетабачного сырья (щелочь, известь, мел).

В пояснительной записке нового закона утверждалось, что вводимые им изменения направлены на защиту здоровья граждан, прежде всего молодежи, от вредного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции, а также создание условий для формирования и утверждения в обществе здорового образа жизни.

Следом за запретом табачного и никотинового снюса 1 марта 2026 года ожидается запрет на приобретение и хранение электронных сигарет, это коснется электронных систем доставки никотина, включая электронные сигареты и продукцию, предназначенную для использования с ними (никотиновые и безникотиновые жидкости).

Что дал запрет?

Нередко запреты на ввоз и реализацию определенной продукции обречены столкнуться с обратной стороной здравых мотивов улучшения общественного здоровья — контрабандой. Запрет на никотиносодержащий снюс не стал исключением.

Ожидаемое желание оградить молодежь от подобной продукции столкнулось с суровой реальностью: альтернативные никотиносодержащие продукты не ушли, определенная их часть перешла в тень. Желание нажиться на освободившемся спросе не было проигнорировано, редкий поток контрабандной продукции превратился в налаженный трафик контрафакта неизвестного качества.

Теневой рынок опасен не только нулевым налогообложением и повышенным ценником. Государство не может контролировать контрабандную продукцию, только если партия не будет перехвачена при попытке ввоза или оборота. Завезенная несертифицированная продукция, ввозимая в неизвестных условиях, распространяется из-под полы, где вопрос о возрасте покупателя остается на совести продавца.

Вкупе мы получаем продукцию, являющуюся потенциально опаснее сертифицированного товара, которую будут продавать, несмотря на возрастные ограничения.

Риски теневого рынка и ситуация в Узбекистане

Увеличение потока контрабандной продукции зафиксировали таможенные органы Узбекистана. Если в период отсутствия запрета с 2022 по 2023 год нарушений, связанных со снюсом, не было, то за период 2024-2025 годов только зафиксировали 47 эпизодов. Общее количество никотиновых пакетиков составило 13 004 единицы, было изъято продукции почти на 2,84 млрд сумов, что указывает на реальный масштаб нелегального оборота.

На одном из примеров картина проблемы с контрабандой становится еще более ясной, и оттого тревожнее. 9 мая 2025 года в Ташкенте накрыли очередную партию контрабанды никотинового снюса. У двух пассажиров рейса Дубай-Ташкент нашли и изъяли 2 780 пакетиков на общую сумму 257,6 млн сумов. Никаких документов при себе у преступников не было, а это всего лишь только один случай из десятков подобных.

Позитивный и негативный опыт в мире

Запрет альтернативных способов употребления табака оставляет в подвешенном состоянии потребителей, которые выбрали путь менее опасного потребления никотина, и в целом тенденцию снижению вреда от подобной продукции. Вышеописанные последствия сухих запретов уже имеют место быть, подобный сценарий наблюдался в Германии.

С 2021 года в стране действует фактический запрет на никотиновый снюс, классифицированный как «пищевые продукты». Исследователи организации Prohibition Does Not Work отметили, что запреты привели к росту нелегального рынка: по данным отчёта, свыше миллиона человек продолжают использовать такие изделия, но уже вне контроля со стороны государства.

Обособленным примером в тенденции снижения вреда от курения стоит Швеция. Страна практически приблизилась к статусу некурящей: с 2008 по 2024 год доля курящих в Швеции снизилась с 15% до 5,3%. Швеция не сосредотачивалась только запретах, но и уделила внимание концепции, по которой людям, не готовым полностью отказаться от никотина, предоставляют менее вредные альтернативы. Это и снюс, и никотиновые паучи, и современные электронные устройства нагревания. Перечисленные продукты исключают факт горения в процессе доставки никотина, что снижает влияние основного источника токсичных веществ.

Эксперты организации Smoke Free Sweden обращают внимание, что запрет альтернатив напрямую приводит к росту нелегального рынка, распространению контрафактной продукции и, в конечном счёте, к упущенным возможностям спасения жизней курильщиков. Специалисты рассчитали, в случае, если Узбекистан пересмотрит свой подход и внедрит научно обоснованные методы регулирования, включая легализацию и контроль продуктов снижения вреда, к 2060 году можно спасти до полумиллиона жизней.

Всемирная организация здравоохранения в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе против табака также рекомендует иные методы регулирования альтернатив традиционному курению, в частности никотинового снюса.

Специалисты рекомендуют полностью ограничить его продажу несовершеннолетним, что созвучно с риторикой Узбекистана, а доступ к покупке ограничить как в магазинах, так и онлайн. Любая реклама, продвижение и спонсорство, способные привлекать молодежь, также должны быть полностью исключены. На упаковке рекомендуют разместить яркие графические и текстовые предупреждения о рисках для здоровья.

Регулирование должно касаться и производителей. Их призывают обязать раскрывать состав и уровень никотина, наряду с этим государственные программы должны поддерживать образовательные кампании и помощь в отказе от никотиновых продуктов.