Узбекистан и Таджикистан снимут фильм про Навои и Джами с участием Люка Бессона

Кинокартина расскажет о жизни и творчестве поэтов.

Узбекистан и Таджикистан снимут фильм про Навои и Джами с участием Люка Бессона

В 2022 году в рамках XIV Ташкентского международного кинофестиваля был подписан меморандум о создании фильма, посвященного Алишеру Навои и Ахмаду Джами, между Агентством кинематографии Узбекистана и киностудией «Таджикфильм».

Исторический фильм получит название «Звёздные светочи: Навои и Джами» и расскажет о творчестве и дружбе двух великих поэтов. Известно, что съемка будет происходить в местах, которые сыграли важную роль в жизни деятелей искусства.

В фильме совместно работают узбекские и таджикские кинематографисты. Примечательно, что в процессе съемок фильма также примет участие Люк Бессон.

В 2022 году режиссёр посетил XIV Ташкентский международный кинофестиваль. В ходе встречи он поделился своим опытом в киноискусстве.

Я высоко оцениваю вклад правительства Узбекистана в кинематограф. Я бы хотел, чтобы и в моей стране государство предоставляло кинематографу такой же широкий спектр возможностей, — отметил режиссёр.

Люк Бессон — французский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и писатель. Он известен всему миру как создатель фильмов «Леон», «Пятый элемент», «Такси», «13-й район», «Перевозчик».

Редакция Вгляд.uz решила рассказать, как развивался кинематограф в Узбекистане.

Как в Узбекистане зародился кинематограф?

История кино в Узбекистане берёт своё начало в 1908 году. Первые кинокадры были отсняты Худайбергеном Девановым, который изучал кинооператорство и фотодело у немецкого кинолюбителя Вильгельма Пеннера. В обстановке ортодоксального исламского общества Деванову удалось стать первым фотографом, а уже потом первым кинооператором Хивинского ханства.

В 1908 году в Хивинском ханстве начала работать первая кинофотолаборатория. Первый сюжет, который отснял Деванов, назывался «Халк сайиллари» («Народные гулянья») и фиксировал на кинопленку сюжеты этнокультурного характера, достопримечательностей Хорезма.

В первое десятилетие в городах Туркестана появилось большое количество помещений, предназначенных для кинопоказов. В 1912-1914 годах в Ташкенте существовало около 15 кинотеатров — «Мулен Руж», «Колизей», «Модерн», «Аполло», «Фильма», «Одеон», «Эльже», «Хива».

Фото: Первый фотограф Худойберган Деванов

Период СССР

В 1924 году в Бухаре учредили кинотоварищество «Бухкино», в котором было возможно проводить кинопрокат и эксплуатацию картин по региону и странам Востока. В том же году началась работа по созданию первого совместного российско-узбекского фильма «Минарет смерти», демонстрация которого состоялась в Бухаре в 1925 году.

В марте 1925 года в Ташкенте, в здании медресе Ишанкули открылась кинофабрика «Шарк Юлдузи», которая стала первой производственной киностудией во всей Средней Азии. Именно в 20-е годы были заложены эстетические основы узбекского немого кино: воплощать в самых разных жанрах, фильмах разного кинематографического уровня новую идеологию.

Процесс развития киноискусства Узбекистана в начале 30-х годов был очень сложен и противоречив. В этот период кинематограф развивался «в русле идей социалистического реализма, как часть многонационального советского искусства», главный постулат которого выражался формулой «искусство должно быть социалистическим по содержанию и национальным по форме».

В 1970-1980-е годы при поддержке Ш. Рашидова были сняты три больших исторических сериала: «Сокровища Улугбека» по произведению Адыла Якубова, 10-серийный видеофильм «Алишер Навои» по роману Айбека, 17-серийный сериал «Огненные дороги» по роману Камиль Яшена. В 1990 году был снят 10 серийный исторический сериал «Бабур» по роману Пиримкул Кадырова.

С конца 80-х годов началось переосмысление эпохи «социалистической реальности» («Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу»).

Фото: Кадры из фильма «Тахир и Зухра», 1945 год.
Фото: Кадры из фильма «Очарован тобой», 1958.

Кино независимого Узбекистана

В разные годы на студии работали Камиль Ярматов, Латиф Файзиев, Загид Сабитов, Равиль Батыров, Эльёр Ишмухамедов, Учкун Назаров, Шухрат Аббасов, Али Хамраев и другие. В киноклассику вошли фильмы «Очарован тобой», «Об этом говорит вся махалля», «Минувшие дни».

С 1998 года в Узбекистане начался новый этап развития кино, который был ориентирован на выбор национальной стилистики («Чимилдик» М. Абзалова, «Чаёнгул» С. Назармухамедова, «Пари Момо» М. Раджабова).

В 2004 году государственная акционерная компания «Узбеккино» была преобразована в Национальное агентство «Узбеккино». А в апреле 2021 года его переименовали в Агентство кинематографии Республики Узбекистан.

Кроме того, в 2021 году был учрежден Ташкентский международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового пути», который проводится на регулярной основе начиная с 2021 года.

Фото: Кадр из фильма «Две тысячи песен Фариды», 2020 год.

По мнению ученых, на сегодняшний день узбекское кино развивается быстрыми темпами.

Сегодня узбекское искусство кино развивается быстрыми темпами, на основе зарубежного опыта обогащаясь формой и содержанием, набирает положительный опыт, всесторонне пользуется современной техникой и технологиями и вышло на новый этап развития. Создаются художественно и идейно целостные произведения, повсеместно решаются проблемы, связанные с созданием художественного образа. Учитывая быстрое развитие узбекского киноискусства, все большую актуальность приобретает теоретическое изучение искусствоведческой наукой кинооператорского искусства.

Поделиться
Отправить
Твитнуть