Склеп Гориздро: история фамильного захоронения
Первое кладбище в Ташкенте было построено в 1872 году и известно каждому как Боткинское кладбище. Создано оно было после прихода российской империи на землю Туркестана. Каждый, кто хоть раз проходил по главной аллее Боткино, мог заметить спрятанное в деревьях небольшое кирпичное здание. Если подойти к нему поближе, можно увидеть старинную табличку «Склеп семьи Гориздро». На […]

Первое кладбище в Ташкенте было построено в 1872 году и известно каждому как Боткинское кладбище. Создано оно было после прихода российской империи на землю Туркестана.
Каждый, кто хоть раз проходил по главной аллее Боткино, мог заметить спрятанное в деревьях небольшое кирпичное здание. Если подойти к нему поближе, можно увидеть старинную табличку «Склеп семьи Гориздро». На дверях часовни склепа висит замок с цепью, а на окнах — решётки, чтобы злоумышленники не могли попасть внутрь. По словам Виктории, хранительницы ключей от склепа, в данное место зачастую пытаются попасть чужие люди.

Виктория – единственная хранительница ключей склепа и его прямая наследница. Её родители, бабушки и дедушки с самого детства Виктории рассказывали истории о склепе. Она вспоминает, как в детстве родственники встречались на кладбище в памятные даты и вместе с разными вкусностями обсуждали, кто кому приходится по какой линии, и когда и что было возведено.
Большое количество людей, причастных к склепу, разъехались по всему миру. Многие пустили свои ветви, родили детей и обосновались в других странах.
«Там имена и фамилии известные: Мамонтовы, Кульчитские, Шороховы, Вяловы, Безобразовы, Гольбики. В общем, люди довоенного и послевоенного времени. Среди них есть учёные, преподаватели, врачи. Наша вся семья – это учёные-геологи, которые тоже многое сделали для страны, как бы пафосно это ни звучало», — рассказала Виктория.
По её словам, потомки никак не могут сойтись на том, кто конкретно построил фамильный склеп. Каждая ветвь семьи для себя считает по-разному. Для потомков очень важно держаться за склеп, чтобы никто не смог посягнуть на реликвию. Как рассказывает Виктория, периодически появляются те, кто хочет присвоить себе землю или место в склепе.
«Таких историй множество, они при мне случаются. Думаю, что в склепе есть подселенцы, но администрацию кладбища за руку я не хватала», — вспоминала девушка.
Как появился склеп?
Первые яркие личности, от которых ведётся род в своём поколении в Узбекистане, это Александровы-Мамонтовы. Для одной части семьи, человек, который построил этот склеп для семьи и потомков – Николай Александрович Александров. По словам Виктории, он был из тех, кто осваивал Туркестан.
За свою службу он получил дворянский титул с правом передачи его семье, детям и потомкам. Вышел он на пенсию в чине генерала.

По другой версии, его дочь Татьяна Николаевна Александрова (Гориздро) построила данный склеп для своего мужа Феоктиста Иоакимовича Гориздро. Скончался он от лихорадки и был перевезён домой в Узбекистан и захоронен в склепе. Именно он является первым человеком, которого захоронили в склепе, и именно поэтому склеп назван фамилией Гориздро.
«Его дети составляли достойные партии. Дворянство было почти у всех членов семьи. Примечательно, что Гориздро – это украинская фамилия, и мы состояли в родстве с семейством Гоголь.
Моя бабушка — правнучка Феоктиста Иоакимовича. В этом браке родилась её мама — Елизавета», — рассказала Виктория.

Она рано умерла, но родила 4 детей. Рядом с их домом располагалось семейство Керенских. Один из представителей данного рода ухаживал за Елизаветой. Керенский в знак своей любви даже презентовал красивое пианино, которое ещё много лет стояло в доме у Виктории и несло в себе память симпатии и уважения. Однако, Елизавета предпочла ухаживания другого дворянина — Николая Ищенко — прадедушки Виктории.

Он был картографом и военнообязанным. Во время революционных волнений Николая приговорили к расстрелу. Как вспоминает Виктория, прабабушка сумела спасти его в последний момент перед расстрелом. Всё дело в фотографии на фоне ковра, которое было сделано в дату волнений. Фото было доказательством, что Николай не участвовал в них. И вот, в последний час прабабушка со всех ног бежала, чтобы показать эту фотографию и доказать, что Николай не виновен.
«Фотография до сих пор есть в семье. Это моя реликвия», — рассказала Виктория.

Где жила семья Гориздро?
Дом семейства находился в центре города. Территориально он располагался между нынешним офисом Ucell и отелем Марказ, где сейчас находится большая парковка.
Дом занимал большую площадь, хотя и был построен в один этаж. Там находилось огромное количество подсобных помещений, прачечных, кладовых, и других комнат, где располагалось всё семейство Гориздро-Ищенко.
«Бабушка рассказывала, что в детстве они катались по воскресеньям на бричке на службу в Госпитальную церковь. Тогда они думали, что это окраина города», — вспоминает Виктория.
Известно также, что в Ташкенте в то время сестра Елизаветы – Лидия Феоктистовна Гориздро, была владелицей женской Гимназии Благородных девиц. Учебное заведение располагалось в тупике Алайского рынка, где сейчас молочный и мясной павильоны. Множество выпускниц того времени были из уважаемых семей.

Что было во времена революции?
Дом Гориздро было решено поделить. Семье отвели несколько комнат, а сёстрам выделили отдельные помещения, потому что они занимались наукой и добились определённых успехов. Когда много лет спустя дом ломали, бабушка Виктории ездила с ней на руины и плакала. Она даже хотела сохранить жестяной номер дома, чтобы оставить его себе на память, но впоследствии передумала.
Байки из склепа
Со склепом связано множество историй. Изначально он был очень красив внутри: там были иконостасы, позолота, а на потолке под куполом располагалось изображение звёздного неба. В склеп специально были приглашены батюшки, которые освещали его, потому что часовню над склепом использовали для отпеваний, служб и ритуальных услуг. В «лихие» 30-е годы всё было разграблено.
«Регулярно пытались украсть с купола часовни крест, потому что изначально он был покрыт золотом. Как мне известно, крест в итоге был всё равно похищен. А новый крест не имел ничего стоящего. Однако это не останавливало многих людей, потому что часовня изнутри была заполнена драгоценностями, да ещё и крест сверкал. Однажды на крест упал оголенный провод, и несколько лет никто не пытался его украсть или лазить вокруг склепа», — рассказала Виктория.
За всё время существования склепа, в него проникали, сбивали замки, несмотря на решётки, и пытались продолбить пол ломом. По мнению Виктории, в склеп пытались попасть те, кто считали, что в нём что-то есть.
«Как-то на Пасху мы пошли освящать куличи. Увидели, что молодёжь сидит на ступеньках часовни, стали подслушивать, что они там говорят. Они там сидели со свечами, открыв кильку в томате. Ребята травили какие-то байки, будто раньше со всем убранством в шёлковых гробах всех женщин склепа хоронили со всевозможными драгоценностями. Мы поняли, что из-за таких рассказчиков, несмотря на замки и решётки, происходили набеги на часовню», — вспомнила Виктория.
Что находится в склепе?
Изначально, склеп – это некое пустое укреплённое помещение. На цементную нишу опускался гроб и закрывался металлическим листом, чтобы сверху можно было положить ещё один. Возле часовни есть большая крышка, которую если открыть, будут ступеньки ко входу в склеп. Открыть крышку, однако, по силе десяти людям. Затем внизу будут железные двери-вход.

По левую сторону от склепа и перед ним захоронены уже более поздние потомки. Всё это родственники, которые имеют принадлежность к семье Александровых, Мамонтовых, Гориздро и других.
Захоронение в склепе происходит, если имеется оригинал свидетельства смерти последнего человека, который там захоронен в знак доказанного родства.
На данный момент есть подозрение, что там захоронен как минимум один чужак. В 2010 году появился добродетель, который решил отреставрировать склеп из уважения к его истории.
Приехал один мужчина из Питера. Сказал, что у него было видение, кто-то сказал ему: «Если будешь в Ташкенте, зайди на Боткинское кладбище и сделай хорошее склепу и семье Гориздро». Он собирался отреставрировать склеп с внешней и внутренней стороны. Также он убеждал, что от семьи ему ничего не нужно и они могут обращаться к нему по любому вопросу.

После небольшой реставрации часовни, незнакомец исчез так же таинственно, как и появился.
«Мы заключили, что он всё-таки кого-то там похоронил из родственников или родителей. У нас сложилось такое мнение, хотя за руку никого мы не ловили», — вспомнила Виктория.
По словам историка Бориса Голендера, в Туркестане было множество богатых семей, которые могли позволить себе возвести склеп. Его наличие не показывало статус семьи. Борис Голендер считает, что у людей в то время либо не было желания его строить, либо им просто не хватало денег.

В любом случае, правда захоронена вместе с Феоктистом Гориздро. Когда в следующий раз будете на кладбище — обратите внимание на старинный склеп.
Авторы:
Дарья Пензова, Арслан Саляхов