14:58 | 17.5.22

Защита прав потребителей: как грамотно реагировать на нарушения

Взгляд.uz разбирает, какие жалобы и обращения поступают от населения, как была усилена защита прав потребителей на законодательном уровне и на что обращают внимание в Агентстве по защите прав потребителей.

Защита прав потребителей: как грамотно реагировать на нарушения

Сфера услуг, незаконная реклама и проблемы с возвратом или обменом товара — частые истории, с которыми потребители обращаются в Агентство по защите прав потребителей при АМК РУз.

  • Согласно статистике, 51,5%, то есть чуть больше полвины жалоб, связаны с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 23,4% – с торговлей, 14,8% – с проблемами в сфере мобильной связи и интернета, с банковскими, финансовыми и социальными услугами и 10,2% – с рекламой и другими вопросами.

Только за три месяца с начала 2022 года по всей стране было выявлено 1 928 правонарушений различного характера. Разбираем, как усилилась защита прав потребителей на законодательном уровне в начале 2022 года и что предпринимает Агентство по защите прав потребителей для пресечения правонарушений в данной сфере.


Совершенствование законодательства

В Узбекистане действует Закон «О защите право потребителей». В январе 2022 года в него были изменения и дополнения. Основные моменты:

  • информация об изготовителе, правилах торговли и обслуживания представляется потребителю на государственном языке, но может быть представлена и на других языках;
  • продавцу запрещено устанавливать разные цены (тарифы), искусственно завышать или снижать цены на одну и ту же марку или услугу;
  • при безналичных платежах могут быть поощрения;
  • потребитель может заменить товар, если товар не был в употреблении, не был поврежден, возвращен с упаковкой, сохранены его потребительские свойства и имеются основания, подтверждающие приобретение его у данного продавца;
  • закон дополнился запретом включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, и непредоставлением им льгот и преимуществ, установленных в законодательстве.

Многое изменилось и в Законе «О рекламе».


Читайте также: Меньше рекламы: что изменится в информационной политике Узбекистана


Азбука потребителей

На сайте Агентства по защите прав потребителей публикуются памятки, посмотрев которые читатели могут быть в курсе недобросовестности продавцов и других моментов. Недавно Агентство по защите прав потребителей разработало «Азбуку потребителя», в которой каждая буква обозначает определенный термин.

  • Значение термина, понятие и основные нюансы, которые стоит принимать во внимание, расписываются в социальных сетях Агентства.

Очень важно, чтобы наши потребители знали свои права и умели ими пользоваться. Действующее законодательство об их защите рассчитано на активных потребителей. В этом случае законы будут работать максимально эффективно, — отмечает пресс-секретарь Агентства Мохрухсор Тагаева.

Такая практика позволит потребителям не только знать свои законные права, но и уметь защищать их соответствующим образом.