Функции парламента и издержки системы: как реформа комитетов поможет улучшить внешнюю политику
Завкафедрой УМЭД, доктор юридических наук и профессор Сурайе Адилходжаева рассуждает о влиянии контрольных полномочий парламента на внешнюю политику, а также о формировании парламентской дипломатии.

Достойное место государства на международной арене в современном мире зависит от ряда факторов, но прежде всего, от всесторонне взвешенного последовательно проводимого внешнеполитического курса страны.
Дипломатические представительства в том виде, в каком они существуют в настоящее время, оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития.
Например, у Амира Темура была целая церемония приема послов. Первоначально послы выполняли разовую миссию, отдельное поручение, и в этом отношении их статус можно сравнить с институтом современных послов по особым поручениям. Процедура вступления в должность главы дипломатического представительства регулируется Венской конвенцией 1961 г.
За годы независимого развития Узбекистан приобрел заслуженный авторитет в мировом сообществе. В последние года Парламент Узбекистана принимает активное участие в проведении миролюбивого, дружественного курса внешней политики. С уверенностью можно говорить о формировании особого направления в дипломатии — парламентской дипломатии. В полномочия Олий Мажлиса входит ратификация и денонсация международных договоров, имплементация международных норм в национальное законодательство, направление обращений в парламенты зарубежных стран при необходимости, принятие Концепции внешнеполитической деятельности, утверждение кандидатур дипломатических представителей Узбекистана в иностранных государствах и международных организациях.
Контрольные функции Парламента, в частности верхней палаты – Сената вытекают из его демократической природы, то есть представители народа должны контролировать все сферы общественной жизни в государстве, включая внешнеполитическую деятельность.
Так, смыслом исключительных полномочий Сената, закрепленных статьей 80 Конституции Республики Узбекистан, являются реализация механизма сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной судебной ветвями власти. При этом, предоставление новых полномочий Парламенту, его палатам является ни что иное как совершенствование механизма сдержек и противовесов.
К примеру, к контрольным полномочиям Сената относится ежегодное заслушивание отчета Счетной палаты; ежегодные отчеты Генпрокурора Узбекистан, Председателя Госкомитета Узбекистана по охране природы, Председателя правления ЦБ Узбекистана. Так это, собственно, и происходит.
Например, Министр иностранных дел уже много раз информировал Сенат о ситуации в мире и внешнеполитическом курсе, которая проводит наша страна. Согласование по представлению Президента Узбекистана кандидатур дипломатических представителей Узбекистана в иностранных государствах и международных организациях в Сенате является возможностью оказывать влияние на кадровый состав дипломатической службы страны и существенным элементом контрольной деятельности Верхней палаты. Это очень важно.
К примеру, сенаторы поднимали вопрос при назначении послов о возврате культурного нашего наследства, в частности, оригинал зидж Гурган Улугбека звёздный каталог, изданный султаном Улугбеком в 1437 году хранится в Лондоне. Каталог содержит сведения о 1018 звёздах, В работе приводится длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (погрешность составила +58 секунд). Это по праву наше наследие и сенаторы ставили задачу перед послом вернуть реликвию на Родину и это было вполне правомерно, много наших культурных ценностей находятся в Эрмитаже, в России.
Немалое количество предложений, поступивших в Конституционную комиссию, составляют вопросы, связанные с деятельностью дипломатических представительств Узбекистана за рубежом. В частности, предлагается совершенствовать ст.80 Основного Закона и процедуры назначения на должность и освобождения от должности представителей нашей страны в международных организациях по представлению Президента Узбекистана, а также заслушивание их отчетов передать в круг исключительных полномочий Сената.
Заслушивание отчетов должно сопровождаться тщательной предварительной аналитическо-контрольной работой в соответствующих комитетах. Такая процедура будет способствовать совершенствованию системы сдержек и противовесов, глубокому анализу, который позволит сделать соответствующие выводы о внешнеполитической ситуации.