Рассмотрение обращений граждан и разрешение проблем: основные аспекты деятельности омбудсмана
Взгляд.uz разбирает способы по усилению защиты прав граждан и предпринимателей, а также итоги первого Форума омбудсманов стран ЦА.

23 февраля 1995 года Узбекистан одним из первых среди стран СНГ ввел институт Омбудсмана.
За прошлый год Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека поступило 18 738 обращений от узбекистанцев, граждан и уполномоченных иностранных государств, лиц без гражданства, общественных организаций и иных юридических лиц.
Около 60 обращений были направлены из зарубежных стран. Наибольшее количество обращений было отправлено из города Ташкента (2588 обращений), Кашкадарьинской области (2530 обращений), Сурхандарьинской области (2000 обращений).
- Наиболее часто поднимаемыми в обращениях вопросами за прошлый год стали обеспечение прав граждан на частную собственность и трудовые права, социальные льготы и пособия, материальная помощь, исполнение гуманитарных актов, судебное разбирательство, обеспечение права граждан на обращение в государственные органы и учреждения.
Согласно статистике, применение омбудсманом мер воздействия в 2021 году и их эффективность по сравнению с 2020 годом увеличились в 2,4 раза.
В этом году в подачу обращений граждан внесли изменения. Теперь граждане могут разместить обращения к представителям омбудсмана на сайте, на котором загружен список вновь назначенных региональных представителей омбудсмана, их биографии и обязанности, адреса и телефоны.
Соответственно, со временем роль омбудсмана в стране усиливается. Наравне с этим укрепляются и его гарантии и неприкосновенность, а также у уполномоченного по правам человека появилось право законодательной инициативы. Разбираем, как развивается институт Омбудсмана, к каким результатом привел недавний Форум омбудсманов стран ЦА и как усилится зашита прав предпринимателей.
Деятельность омбудсмана
Омбудсман и его региональные представители осуществляют работу по 9 основным направлениям:
- рассмотрение обращений граждан;
- совершенствование законодательства и нормативно-правовых актов и проведение мониторинга соблюдения прав человека;
- предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
- деятельность региональных представителей;
- деятельность уполномоченного по правам ребенка;
- повышение правовой грамотности и правовой культуры населения;
- открытость и прозрачность деятельности омбудсмана;
- международное сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека.
Итоги Форума
28 июня в Ташкенте прошел первый Форум омбудсманов стран Центральной Азии. Подобного формата форум служит площадкой для обмена опытом в области обеспечения прав человека и будет проводиться в государствах Центральной Азии ежегодно.
- По итогам форума подписаны меморандумы о сотрудничестве с национальными институтами по правам человека ряда зарубежных стран, а также двусторонние меморандумы между омбудсманами стран Центральной Азии. Более того, принята Ташкентская декларация первого Форума омбудсманов стран ЦА.
Международный форум состоял из трех сессий. Стороны обменялись опытом по вопросам защиты прав и интересов женщин, детей, лиц с инвалидностью, использования цифровых технологий в этом направлении, обеспечения прав лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказания.
Бизнес-омбудсманы
29 июня в Ташкенте при поддержке USAID прошел международный форум «Комплексный подход в развитии делового климата в Узбекистане: механизмы защиты прав бизнеса и реформирование государственного контроля». Агентство США по международному развитию (USAID) передало оборудование для видеоконференцсвязи Офису Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Узбекистана. Оборудование, которое оценивается в 54 тысячи долларов, свяжет Офис бизнес-омбудсмана и его региональные отделения, тем самым позволит предпринимателям со всех регионов страны обращаться за помощью и получать ее в кратчайшие сроки.
Читайте также: Путь к диалогу: почему протестуют предприниматели в Узбекистане
- Мероприятие стало площадкой для обсуждения прав предпринимателей в Узбекистане и текущих усилий по устранению барьеров на пути развития бизнес-среды.
Поддержка инклюзивного, устойчивого и быстрого экономического роста в Узбекистане является краеугольным камнем работы USAID в стране. Важным элементом поддержки Соединенными Штатами экономического роста в Узбекистане является партнерство USAID с Офисом Бизнес-омбудсмана. Офис Бизнес-омбудсмана и его региональные представители играют важную роль в защите прав предпринимателей. USAID продолжает работать с национальными партнерами в сфере борьбы с коррупцией и создания благоприятной среды для бизнеса, инвестиций и предпринимателей. Мы добились большого прогресса, но многое еще предстоит сделать, — отметил замдиректора миссии USAID Марсело Арельяно.
Роль деятельности бизнес-омбудсманов также растет, с этого года они получили право применять штрафы по делам об отдельных административных правонарушениях, затрагивающих права предпринимателей. Офис бизнес-омбудсмана играет ключевую роль в искоренении коррупции и сокращении государственного вмешательства в частный бизнес, позволяет субъектам частного сектора защищать и восстанавливать свои права.