16:18 | 13.7.22

Борьба с бюрократией: предпринятые меры и полученные результаты

Взгляд.uz разбирает актуальные нововведения для предотвращения бюрократизма.

Борьба с бюрократией: предпринятые меры и полученные результаты

За последний год в Узбекистане предпринимались различные меры, направленные на предотвращение бюрократии в стране. В основном, меры были связаны с усовершенствованием правового регулирования.

Все должны вести решительную борьбу как с коррупцией, которая разрушает строй изнутри и является залогом социальной стабильности, так и с бюрократией в любых ее проявлениях, а также с пренебрежением к людям, пороками местного и группового характера, — отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Разбираем произошедшие изменения в различных сферах общественной жизни.


Образование

Еще на видеоселекторном совещании в прошлом году глава государства отмечал необходимость полной цифровизации процессов организации учебного процесса и управления. Это позволило бы снизить риски бюрократии и коррупции в учебных заведениях.

Недавно в соцсетях распространилась информация о том, что выпускники обязаны заполнять «обходную» в вузах. Нередки случаи, когда студентов перенаправляют «от одной двери к другой». Минюст прокомментировал ситуацию.

Происходящее не соответствует требованиям указа Президента. Обходной лист не должны принимать в бумажной форме.

Минюст с учетом последних событий также призывает все высшие учебные заведения и руководителей министерств и ведомств, в системе которых имеются образовательные учреждения, не требовать от населения заполнения документов, не предусмотренных законодательством, в том числе «обходного листа» в бумажной форме, а также безоговорочно обеспечить выполнение требований, установленных в указе. В противном случае это приведет к ответственности должностных лиц.


Медицина

Работа с бумажными документами в медицинских учреждениях, которая занимала много времени и создавала тем самым длинные очереди, также была упрощена. Так, сократилось количество документов и форм отчетности, не имеющих практической пользы и приводящих к ненужной бумажной работе.

  • Оказалось, что врачи и медсестры раньше должны были заполнять 26 видов журналов, 33 форм отчетности и десятки видов разных бланков, выдаваемых пациентам. Теперь от бумажной работы их освободили.

ЗАГС

Раньше регистрация брака молодых осуществлялась только через месяц после подачи ими заявления в ЗАГС.

Чтобы сократить длительность срока для регистрации брака, некоторые граждане предоставляют в ЗАГС фальшивые медицинские справки. Бумажная волокита и бюрократизм в органах ЗАГС и здравоохранения провоцируют рост коррупции в этих сферах.

Согласно новому законопроекту, предлагается внести некоторые изменения с Семейный кодекс. Так, например, молодожены смогут зарегистрировать свой брак после прохождения обязательного медицинского осмотра, при этом не нужно будет ждать месячного срока.


Выдача ипотеки

В этом году были выявлены недостатки в ипотечном кредитовании. В частности, в бюджете на текущий год заложены 13 триллионов сумов кредитных ресурсов коммерческим банкам для 43 тысяч единиц жилья и 1,2 триллиона сумов субсидий 29 тысячам человек. Однако к настоящему времени выделено лишь 28-30% этих средств.

  • В связи с этим требуется сократить уровень бюрократии путем организации ипотечных центров, которые будут оказывать комплексные услуги населению.

Согласно поручениям главы государства, до 1 сентября этого года будут созданы ипотечные центры в удобных для населения местах районов и городов. При этом в центрах будут работать представители банков, финансовых и строительных организаций, нотариуса и кадастрового органа.


Другие нововведения

23 марта 2021 года был подписан Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении».

В 2020-2021 годах в целях сокращения бюрократии и бумажной волокиты были отменены 73 вида документов и справок, которые ранее требовали от населения и предпринимателей. Более того, была запущена межведомственная интеграционная платформа платформа «Электронное правительство»  для внедрения практики получения документов и информации государственными органами.

Начиная с 1 июня 2021 года, согласно подписанному указу, вступили следующие нововведения:

  • регистрация актов гражданского состояния, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, и оформление биометрического паспорта для выезда за границу осуществляются по экстерриториальному принципу независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан;
  • при осуществлении нотариальных действий все сведения, связанные с записями актов гражданского состояния, получаются нотариальными конторами самостоятельно, без истребования у граждан излишних справок, через информационную систему «Единый электронный архив ЗАГС»;
  • юридическим лицам, являющимся субъектами предпринимательства, при оплате сборов и государственных пошлин, установленных за пользование государственными услугами, разрешается осуществление оплаты в наличной форме через своих представителей;
  • отменена практика истребования сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции при аккредитации сотрудников представительств зарубежных коммерческих организаций на территории Республики Узбекистан;
  • отменен порядок предоставления дубликатов документов, выдаваемых путем проставления QR-кода (матричного штрихкода) при оказании государственных услуг. При этом данные документы получаются в электронной форме бесплатно и в неограниченном количестве через Единый портал интерактивных государственных услуг.