Некомпетентность и безответственность сотрудников министерств: все о предстоящей реформе госслужбы
Взгляд.uz разбирает, какие меры предпримут для создания компактной и эффективной системы управления.

4 августа под председательством президента Узбекистана Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание по вопросам реформирования государственной службы и повышения эффективности управления.
- Сейчас в государственной гражданской службе работают 118 тысяч человек, был подготовлен Закон «О государственной гражданской службе».
За последние годы реализации административной реформы государственные служащие стали намного ближе к гражданам, а также налаживаются системы диалога с народом, распределения части средств бюджета на основе инициатив населения, осуществляются работы в разрезе махаллей. Однако государственная служба все еще не стала системой, соответствующей ожиданиям народа.
Разбираем, как планируют реформировать государственную службу.
Совершенствование работы
За 2021 год в Народные приемные поступило 25 тысяч жалоб на некомпетентность и безответственность сотрудников министерств и ведомств, 7 тысяч жалоб на отсутствие у них культуры общения.
Некоторые должностные лица не справляются со своими обязанностями из-за отсутствия комплексной системы выявления компетенций, обучения и совершенствования работы. Низкое качество управление можно объяснить отсутствием системы отбора, подготовки и мотивации руководителей.
- 20% госслужащих прошли повышение квалификации. Не соответствует требованиям и качество обучения. Для решения данной проблемы создадут совместные образовательные программы с зарубежными учебными центрами, а также пересмотрят деятельность 110 учебных центров в системе министерств. Это предусматривает и обновления учебных программ и методик, и привлечения к обучению квалифицированных специалистов.
В государственных органах планируется создать открытую и прозрачную систему приема на службу. Так, до конца года все вакантные должности будут размещены на единой открытой электронной платформе. Требование о предоставлении 16 документов для участия в конкурсе на вакантную должность будет отменено, все процессы будут переведены в электронную форму. Знания, опыт и потенциал кандидата будут оцениваться на открытом конкурсе.
- Данная система была опробована в порядке эксперимента в Самаркандской области и Государственном налоговом комитете и дала свои результаты.
Читайте также: Прозрачно и открыто о деятельности государственных служащих
Стартует также Программа отбора молодых специалистов, в рамках которой будут отобраны талантливые студенты выпускных курсов, которые пройдут стажировку в системе министерств и хокимиятов, а после обучения — приниматься на работу. Программа охватит также молодых людей, обучающихся за рубежом.
«100 передовых лидеров»
40% руководителей центральных аппаратов министерств не работали на районном уровне, а 60% руководителей районного уровня не имеют опыта работы в областных или республиканских ведомствах. Теперь повышение кадров по службе будет реализовываться по принципу «от махаллинского до республиканского уровня».
- Будет создан резерв потенциальных кадров для руководящих должностей на районном и городском уровнях, который будет пополняться из числа помощников хокимов и молодежных лидеров в махаллях. В зависимости от их компетенции для них будут организованы целевые квалификационные курсы.
Более того, Агентство по развитию госслужбы, Агентство по делам молодежи и фонд «Ватандошлар» реализуют программу «100 передовых лидеров». В рамках этой программы каждые два года будут отбираться 100 перспективных молодых кадров из числа государственных служащих, активных предпринимателей и соотечественников за рубежом.
Борьба с бюрократией
Сейчас проблемы с бюрократией нередко становятся очередным неудобством для граждан и предпринимателей.
- Например, для получения субсидии необходимы заключения от в среднем 10 министерств и ведомств;
- С лишними расходами и бумажной волокитой сопряжено подключение к электрическим сетям;
- В медицине гражданам неясно, какая услуга бесплатная или платная, отсутствует четкая система расчета и доставка лекарств от государства;
- Много процессов, неудобных для населения и предпринимателей, есть в области строительства, транспорта, коммунального хозяйства, стандартизации и карантина.
Теперь процессы обслуживания в каждом министерстве и хокимияте сделают понятными и удобными, сократив излишние расходы и документы.
Читайте также: Борьба с бюрократией: предпринятые меры и полученные результаты
Гарантии и мотивация
Со следующего года будет введена система стимулов в зависимости от опыта, квалификации и результатов сотрудника. Их жизнь и здоровье будут застрахованы государством. Государственным служащим, честно и добросовестно исполняющим свои обязанности, будут созданы гарантии достойной старости.
Все вышеперечисленные меры позволят создать компактную и эффективную систему управления, ориентированную на нужды граждан.
Декларирование доходов
В соответствии с указом Президента «О мерах создания среды бескомпромиссного отношения к коррупции, резкого сокращения коррупционных факторов в государственном и общественном управлении и расширения участия общественности в этом направлении», с 1 января 2022 года введена система обязательного декларирования доходов и имущества государственных служащих, руководителей и заместителей государственных предприятий и учреждений с государственной долей свыше 50%, их супругов и несовершеннолетних детей.
По словам главы Антикоррупционного агентства Акмаля Бурханова, агентство разработало технический паспорт и концепцию «Электронная информационная система декларирования доходов и имущества государственных служащих».
Система для декларирования доходов и имущества государственных служащих готова. Эта система заработает, когда примут закон и он вступит в силу. Для этого были созданы все условия, — заключил Бурханов.
Читайте также: Дело чести: как в Узбекистане будет действовать Кодекс этики для госслужащих