Конституционные поправки с учетом программ политических партий: итоги парламентских обсуждений
Начальник кафедры Государственно-правовых дисциплин и обеспечения прав человека Академии МВД Узбекистана, доктор философских наук, профессор Джавакова Каринэ рассуждает об участии политических партий в обсуждении конституционных изменений.

Реформа Основного закона — это, прежде всего, политический процесс. До тех пор пока проект конституционных изменений не будет представлен для принятия, происходит лишь обсуждение основных положений концепции. Разумеется, что в процессе обсуждения принимают участие все политические партии, вне зависимости от того, кто вышел с инициативой.
Фракции политических партий принимают активное участие в обсуждении в парламенте. К примеру, после 20 мая 2022 года, когда было проведено совместное заседание Кенгашей Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана, где были обсуждены вопросы принятия мер по реализации конституционной реформы в нашей стране, — состоялось множество встреч, круглых столов, собраний и обсуждений по конституционной реформе.
Хотя справедливости ради следует отметить, что глубокое изучение настроений и пожеланий своего электората, относительно предстоящих конституционных реформ, осуществлялось еще в ходе выборов Президента Узбекистана в октябре 2021 года на встречах всех кандидатов с представителями электората.
Несомненно, — активная деятельность фракций и их депутатов строится с учетом интересов своего электората. Так, на местах основными организаторами изучения мнений народа выступали партийные активисты, и в парламенте процесс обсуждения партийными фракциями конституционных поправок без острых дискуссий не обошелся. И это естественно. Ведь каждая из партий при разработке, обсуждении какого-либо вопроса стремится продвинуть свои программы.
В приоритете партий – интересы их электората, исходя из которых, все пять партий предлагают свое видение вносимых конституционных поправок по развитию Узбекистана.
Так, учитывая, что программная позиция НДПУ выступает против ускоренной модернизации, склоняется к социальной стороне – усилению роли государства в управлении экономикой и общественной жизнью страны, то представители НДПУ предлагают расширение конституционной и социальной защиты уязвимых слоев населения, особенно лиц с инвалидностью, строительства социально ориентированного государства.
Национал демократическая партия «Миллий тикланиш» — склоняется к минимизации и полному устранению участия государства в различных сферах жизни страны. При этом ДП «Миллий тикланиш» — выдвигала предложения об определении конституционной идентичности нашей страны, укреплении и защите национальных традиций и ценностей;
Социал-демократическая партия «Адолат» акцент делает на усиление урегулирования социальной сферы и экономики страны. Само название партии «Справедливость» говорит за себя. Партия предложила поправки по укреплению конституционных основ независимости судебной власти, справедливости законов и судебных решений, реализации принципов верховенства Конституции и законов, прав человека, борьбы с коррупцией;
При этом УзЛиДеП, которая сегодня полностью сформировалась как президентская партия и признана политическим институтом, действующим в интересах большинства, то есть всех слоев населения – молодых и пожилых, предпринимателей, интеллигенции, производителей, – видит решение имеющихся проблем сквозь призму «Личность-общество-государство», то есть решая проблемы личности, менять общество и развивать государство. В политическом спектре страны УзЛиДеП занимает центральную позицию и позиционируется как «Общенародная партия», «Партия большинства граждан Узбекистана». В этой связи и широкий круг инициатив – инициативы дальнейшего укрепления конституционно-правовых основ защиты частной собственности, в том числе на землю и недра, обеспечения человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов человека, межнационального и межконфессионального согласия в стране, повышения роли и статуса важнейшего национального демократического института – махалли, бережного донесения до будущих поколений традиционных ценностей, института семьи, развития государственной молодежной и гендерной политики, инновационной экономики и экономики знаний, расширения инвестиций в экономику и социальную сферу.
Как известно, приоритет самой молодой Экологической партии — «зеленая экономика», соответственно и предложения этой партии направлены на улучшение ситуации в экологически неблагоприятных регионах. Отмечены актуальность и жизненная важность отражения в Основном Законе страны экологических прав человека, прав нынешних и будущих поколений жителей страны на благоприятную окружающую среду, которые не были отражены в действующей Конституции.
Таким образом, сегодня весь народ Узбекистана – принимает активное участие в процессе обсуждения поправок к Конституции, т.к. на основе этого фундаментального политико-правового документа будут приниматься все последующие изменения в законодательство напрямую касающиеся каждого гражданина страны. Ведь эти изменения не на один год, а на долгосрочную перспективу.
Сегодня в Стратегии Развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы определены приоритетные задачи дальнейшего повышения роли палат Олий Мажлиса и политических партий в последовательном продолжении реформ в стране. Среди которых – дальнейшее усиление роли палат Олий Мажлиса и политических партий при разработке действенных мер по всестороннему изучению состояния и решению имеющихся проблем во всех сферах, расширение участия парламента в обеспечении безусловного и полноценного исполнения на практике принятых законов. При этом установлен пересмотр с точки зрения эффективности законотворчества и действующих механизмов осуществления парламентского контроля, повышение инициативности общественности в государственном управлении посредством обеспечения участия граждан в данных процессах; постановка парламентом конкретных стратегических задач перед ответственными организациями в рамках утверждения Государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением, внедрение практики направления запроса по их результатам.
Важную роль играют широкое внедрение в палатах Олий Мажлиса практики непосредственной, в том числе дистанционной работы с регионами, усиление участия депутатов и сенаторов, избранных в соответствующих регионах, в развитии регионов и обсуждении инвестиционных программ. В рамках «Электронного парламента» предусмотрено обеспечение связи депутатов с избирателями, сенаторов с гражданами из регионов, цифровизация процессов проведения прямого диалога с ними, обсуждения и решения волнующих избирателей проблем и др.
Одним словом, те современные перемены, преобразования нашей жизни, происходящие в рамках Стратегии действий и Стратегии развития должны осуществляться в гармоничной взаимосвязи с Основным законом, на основе прочной законодательной базы. Только системный и комплексный подход позволят сформировать действительно народное государство, где конституционные основы играют приоритетную роль.