Что происходит в Ташкентском филиале Республиканского онкоцентра и почему один из врачей подает в суд на хирурга
Вокруг онкоцентра в Ташкенте возник скандал между частниками и госработниками.

В конце февраля в соцсетях распространилось видеообращение сотрудников онкологии к президенту страны. Они просили помощи в разъяснении ситуации с коррупцией в Ташкентском филиале Республиканского центра онкологии и радиологии. Это видео вызвало большой резонанс среди общественности.
Для прояснения этой ситуации 1 марта в 11:00 в городском филиале онкоцентра прошла пресс-конференция с участием врачей, администрации медучреждения и журналистов. Взгляд.uz попытался понять в чем проблема учреждения.
С чего началось?
На территории онкоцентра, открылась частная лаборатория Ipsum Pathology, первая в сфере патоморфологической диагностики в Узбекистане. Она была организована в рамках реализации постановления президента «О государственно-частном партнерстве» (ГЧП). Данный опыт оказался первым во внедрении ГЧП в сферу здравоохранения.
Один из специалистов центра – врач Алишер Микбаев подал заявление на директора онкоцентра, онкологического хирурга, доктора медицинских наук и профессора Голиба Хакимова. Микбаев обвинил врача в коррупции и требовании денег с пациентов клиники.
Микбаеву было предложено перейти в новую лабораторию и увеличить зарплату от трех млн сумов до 10 млн сумов. Он не принял предложение.
После этого Голиба Хакимова отстранили. По его словам, после обращения Микбаева, об онкологическом центре и лаборатории сложилось не самое лучшее впечатление.
Частники и деньги
Во время экскурсии по центру, журналистам удалось познакомиться с одним из врачей центра – Эрнестом Константиновичем. Он долгое время работает здесь, и знает всю кухню изнутри, но придерживается других взглядов. Эрнесту и его коллеге также предложили перейти в новую частную клинику, на что врачи ответили отказом.
«Оказалось много нюансов, с которыми мы не согласны. Все нарушения будут найдены. Сюда уже приходила комиссия в составе Антимонопольного комитета, членов Минздрава и Агентства по противодействию коррупции», – сказал врач.
Как он отметил, пока здесь действовала их лаборатория без вмешательства частников, деньги не выделялись. У Эрнеста в кабинете есть аппаратура, которую даже нельзя включить из-за поломки.
Он прояснил, что в постановлении о ГЧП суть была в том, что если в очереди находятся 20 человек, те, кто могут себе позволить сдать анализы платным образом, пойдут сдавать в частную клинику. Так, очереди могли бы уменьшаться.
Он вместе с другим сотрудником поработал в частной клинике два дня и посмотрел, что там происходит.
«Мы решили, что так быть не должно и ушли. Спросите у любого главврача, кто захочет уничтожать собственную структуру? Возникает вопрос: для чего это происходит и кто это делает? Мы хотим, чтобы наше отделение восстановилось. Представители Ipsum Pathology говорят много разных вещей, но в итоге, они решили, что будут распоряжаться феодальными установками», – заявил собеседник.
Первая проверка центра уже закончилась, вторая скоро начнется. Суть конфликта, по мнению Эрнеста, заключается в том, что частники не должны ущемлять госучреждения.
По заявлению временно отстраненного руководителя центра, анализы у пациентов в государственной медорганизации берут на бесплатной основе. Новая лаборатория полностью автоматизированная, платная, и вместо 20 дней ожидания результатов анализов, теперь, нужно ожидать максимум пять дней. В целом, представители центра и научной лаборатории крайне позитивно оценивали свою работу и отрицательно говорили о своем сотруднике – Микбаеве.
Вопросы без ответов
Представитель общественной организации «Янги Хаёт» Саодат Абдузакирова вела прямую трансляцию конференции в соцсетях и задала вопрос представителям центра.
«Вот в комментариях сказано, что молодой человек рядом с Голибом Хакимовым лично глядя в глаза пациенту потребовал 1000 долларов за операцию и еще 100 за наркоз», – сказала она.
Представители центра не смогли толком защитить своих сотрудников. Более того, по ходу всей конференции, вопросы коррупции поднимались как можно реже.
Также во время прямого эфира Саодат, появлялись сообщения о том, что бинты и спирт приходилось покупать самим пациентам. Хакимов ответил, что все это проблемы казначейства и такие ситуации действительно имеют место быть в тех случаях, когда у врачей заканчиваются те или иные средства для пациентов.
Самого Микбаева на пресс-конференции не было, так что узнать, что он думает обо всей этой ситуации, не получилось. По словам врачей, он сам не хотел присутствовать на этом мероприятии.
Хотеть денег, но не говорить
Чтобы прояснить ситуацию c третьей стороны, журналист Взгляд.uz обратилась к одной из больных центра. По словам бабушки Нелли, в целом, все процедуры бесплатные. Однако, иногда бывают моменты, когда у врачей не бывают каких-то препаратов для пациентов и они просят сами приобрести их в аптеках.
Она пришла на определенную процедуру, которую еще несколько дней назад ей назначил лечащий врач. Придя в указанный день, оказалось, что аппарат не работает и процедуру провести нельзя.
«Мне должны были сделать одну диагностическую процедуру. А сегодня, оказывается, не получится, потому что аппарат не работает. А почему врач не был в курсе и зачем меня сюда отправил? Я два дня готовилась, нормально не кушала. Но им здесь все равно. Теперь меня на рентген отправляют. А у них бария нет. Вот так все здесь и происходит. Их уже не переделать», – рассказала бабушка.
Как она сказала, если пациент не дает деньги врачу на руки – то он не будет уважать пациента.
«Денежное вознаграждение врачи не требуют, но по их манере общения понятно, что они ждут денег. Может они из-за возраста моего так себя ведут. Видят бабушку и думают, что мне не нужно помогать. Видимо, считают, что я уже должна умереть», – посчитала женщина.
Автор: Дарья Пензова