Насилие, харассмент, мизогиния: как живётся женщинам в Узбекистане?

Редакция Взгляд.uz разбирает, как в стране борются за права девушек.

Насилие, харассмент, мизогиния: как живётся женщинам в Узбекистане?
Фото: Взгляд.uz/ Ситуативное

Не редко женщины в стране подвергаются внутренней мизогинии, харассменту, домашнему насилию и унижениям. В Узбекистане существует стереотип, что женщина существует в первую очередь для того, чтобы выйти замуж и рожать детей. Но в последнее время активисты начали активно бороться за права женщин и поднимать этот вопрос на всеобщее обозрение.

Что такое мизогиния?

Мизогиния — это женоненавистничество. Она проявляется как ненависть и предубеждение к девочкам, девушкам и женщинам.

Такое отношение следует из патриархальных установок: женщины должны во всём уступать мужчинам. Если девушки делают что-то лучше, это считается исключением из правил или везением и обесценивается.

Мизогиния проявляется следующим образом:

  • неуважение выбора жизненной позиции женщины;
  • неуважение к женскому здоровью;
  • обобщения и стереотипы;
  • завышенные требования;
  • вызывание чувства вины;
  • оправдание насилия по отношению к женщинам;
  • недоверие и игнорирование;
  • критика девушек за «распущенность» или «вызывающее» поведение;

Внутренняя мизогиния — это неприязнь и ненависть женщин друг к другу. Ещё это явление называют женской или усвоенной мизогинией.

Исследователи, занимающиеся проблемой конкуренции между женщинами, заметили, что нередко она принимает не очень здоровые формы потому, что женщин не научили конкурировать. Когда маленькие мальчики дерутся, это считается нормально, родители их не разнимают, потому что они должны пройти через ритуал демонстрации агрессии. Они должны сами найти выход из ситуации. Когда они дерутся, мирятся и расходятся, у них закладывается поведенческая модель. Что происходит, когда то же самое пытаются сделать девочки? Их растаскивают по углам и говорят: «Ты же девочка, девочки не дерутся!» И когда эта девочка вырастает, у нее нет адекватной модели выражения агрессии и конкуренции. И поэтому, когда позже она сталкивается с необходимостью конкурировать, она делает это травматично и неэкологично.

Харассмент или нехарассмент?

Харассмент — это общее понятие для целого списка поступков, которые причиняют неудобство или вред другому человеку, а в некоторых случаях нарушающее неприкосновенность частной жизни.

К этому списку можно отнести свисты вслед, издевки, пошлые шутки, приставания, принуждения к половой связи. Может показаться, что любые поступки сексуального характера на работе, флирт и пошлые шутки считаются харассментом. В США есть четкий свод правил, определяющих, что именно является сексуальным харассментом, а что — нет; эти правила еще в 1980 году составила американская Комиссия по равным возможностям трудоустройства (EEOC).

В Европе харассмент считается не проявлением дискриминации, а нарушением чести и достоинства человека. Социологи и психологи утверждают, что харассмент (как и другие формы сексуального насилия) — это явление, связанное не с насилием, а с властью и ощущением безнаказанности.

ООН приводит определения действий в отношении других людей, которые могут вызвать у них тревогу, страх или раздражение.

Как закон относится к насилию в сторону женщин в Узбекистане?

В законодательстве Узбекистана нет статей, предусматривающих наказание за насилие по отношению к женщинам. Предполагается, что привлечь к ответственности за домогательства можно по статьям за оскорбление или хулиганство. Уголовное дело возбуждается только по жалобе потерпевшего. Только в исключительных случаях правоохранители могут возбудить дело без жалобы потерпевшего в том случае, если потерпевший по каким-то причинам сам не может защищать свои интересы.

В проекте NeMolchi.uz рассказали, что происходит, если дела по преступлениям против женщин возбуждают на основании заявления потерпевшей, а потом их могут закрыть по примирению сторон:

  • преступник знает, что у потерпевшей есть возможность забрать заявление или не подавать его вообще. Преступник принимает насилие, как норму жизни, за которую можно избежать ответственности;
  • жертва под давлением агрессора, близких или влиянием стереотипов не подаёт заявления или забирает его. Жертва принимает насилие, как норму жизни, с которой нужно смириться;
  • свидетели молчат, понимая, что жертва может забрать заявление или обвинить свидетеля во вмешательстве. Свидетели принимают насилие, как осознанный выбор некоторых людей;
  • участковые тянут с открытием дел, понимая, что через пару дней жертва может забрать заявление. Участковые принимают насилие, как норму жизни, которая есть в семьях.

В июне 2020 года основательница проекта NeMolchi.uz Ирина Матвиенко разместила петицию против домогательств. На портале Mening fikrim.

В петиции NeMolchi.uz предложили:

  • ввести в законодательство точное определение термина «домогательство»;
  • детализировать статьи административного и уголовного кодексов, предусматривающие наказание за хулиганство, выделив домогательства в отдельный квалифицирующий признак;
  • проводить среди сотрудников органов внутренних дел постоянную разъяснительную работу о важности предотвращения таких правонарушений, а среди населения в целом — о недопустимости неуважительного поведения в отношении женщин и о неотвратимости наказания за домогательства.

В августе того же года Комиссия при Олий Мажлисе отказала в петиции.

Фото: Nemolchi.uz

11 января 2023 года Минюст опубликовал законопроект по укреплению защиты женщин и детей. В подготовке принимала рабочая группа из представителей Генпрокуратуры, МВД, UNICEF, HHO, активистов а также представителей Nemolchi.uz. Рабочая группа предложила криминализировать домашнее насилие и выделить его в отдельную статью — 126-1 Уголовного Кодекса.

Итоговую версию проекта урезали — из него исключили наказание за домашнее насилие и нет статьи — только понятие.
Также исключены важные дополнения в статьи за изнасилование, принуждение к половой связи, развратные действия и половые связи с несовершеннолетними.

Меры, принимаемые по борьбе с домашним насилием в Узбекистане, существуют только для вида. В изнасилованиях и домашнем насилии продолжают обвинять самих женщин, махалля продолжает пытаться мирить неблагополучные семьи, в которых мужья избивают жен, а изнасилование всё также сложно доказать и наказать виновного.

Поделиться
Отправить
Твитнуть