Насколько рынок Узбекистана готов к переходу на альтернативное молоко
Взгляд.uz поговорил с заместителем директора Dolce Italia чтобы выяснить, как производители и потребители в Узбекистане относятся к альтернативному молоку, которое захватывает западный рынок.

Огромное количество продуктов питания, которые люди знают и любят с раннего детства, производятся из молока. Такие вещи как творог, сыр, шоколад, мороженное, масло и сливки составляют лишь малую долю всех молочных продуктов. Однако, по словам множества экспертов, молочная индустрия представляет серьезную экологическую угрозу и не справляется с нуждами растущего населения планеты.
В связи с этим, в развитых странах, индустрия альтернативного молока без использования ферм и коров получила серьезный скачок в развитии за последние несколько лет. На сегодняшний день существует две основные категории альтернативного молока: растительное и синтетическое.
Растительное молоко получают из семян различных растений, чаще всего из соевых бобов или любого вида орехов. Проблема такого молока заключается в том, что его нельзя использовать для остальных молочных продуктов как мороженое, сыр или масло — из него просто ничего не получится.
С другой стороны, синтетическое молоко получают из изолированных в лаборатории клеток коровы, которые производят молоко в специальном биореакторе. Несмотря на название, такое молоко молекулярно идентично фермерскому молоку, что позволяет использовать его для всех видов сопутствующей молочной продукции. Раннее Взгляд.uz писал более подробно об этой технологии и изучил прогнозы исследователей касательно противостояния синтетического и фермерского молока.
Заместитель директора Dolce Italia Бекзод Гулямов рассказал нашему изданию о специфике использования молока для мороженного и поделился своим мнением о перспективах синтетического молока в Узбекистане.
По словам Бекзода Гулямова, в Узбекистане рынок переполнен поставщиками молока, что позволяет производителям не тратить ресурсы на содержание собственных ферм для получения качественного сырья, а просто выбрать лучшего поставщика. Как и в любом другом бизнесе, у молочной индустрии есть свои ограничивающие факторы. Представитель Dolce Italia отметил, что в случае их заведения, главным таким фактором является сезонность.
Естественно, сезон очень влияет на продажи. Особенно сильно это сказывается в сфере реализации мороженого. Зимой мы уменьшаем производство фруктового мороженого на 60-70% и заменяем его молочными видами.
Бекзод Гулямов добавил, что хоть сезон и сказывается на ассортименте и продажах, он скорее всего не связан с ростом цен на продукты типа молока, сливок и сыра, который происходит 1-2 раза в год.
Однако, подобного роста цен на молочную продукцию не происходит в ЕС. Согласно данным датской правозащитной организации ActionAid, фермеры в ЕС получили многомиллиардные субсидии на производство молочной продукции за последние несколько лет, что позволяет им держать цены ниже рыночных. Взгляд.uz уточнил у Бекзода Гулямова, сталкивалось ли руководство Dolce Italia с какими-либо субсидиями в этой сфере в Узбекистане.
Лично наша организация не получала субсидий. Может быть и есть тот, кто их получал, но за все время нашей деятельности мы еще не сталкивались с какими либо субсидиями в нашей сфере.
Несмотря на то, что синтетическое молоко уже дешевле обычного и продолжает дешеветь с каждым годом, заместитель директора Dolce Italia считает, что подобные виды питания приживутся в Узбекистане не скоро. По его словам, на узбекский рынок уже поставляли такой продукт, который можно разбавить водой и по составу и вкусу это будет 1 к 1 молоку. Но здесь надо учитывать, что потребители в Узбекистане очень привередливы к понятию «натуральный», поэтому такое молоко в случае Dolce Italia не используется.
Опять же, я это не обобщаю, может кто уже использует данный синтетический продукт, так как он почти в два раза дешевле. Касательно темы натуральности, у нас были случаи когда клиенты жаловались на то что у них языки красились после клубничного мороженного и смородины, даже когда мы им доказали что продукт на 100% натуральный и у самого фрукта есть свой естественный краситель. Так что думаю, пока что наш народ не готов к ненатуральным продуктам.
Тем не менее, Бекзод Гулямов подчеркнул, что смысл инвестировать в вегетарианские продукты в Узбекистане все же есть, так как мы пока что стоим у истоков и народ потихоньку приходит к этому.
Сам не раз замечал что магазины здорового питания уже давно не пустуют. Уже есть потребность к таким продуктам, которые не содержат сахара, сою, пальмовое масло и так далее. Буквально 5-6 лет назад люди даже не знали про пальмовое масло (ну или не придавали значения), а сейчас каждый пятый клиент спрашивает у нас, есть ли там пальмовое масло или нет. 15 лет назад скажи людям что машины могут ездить без бензина ,они бы вам не поверили, а сейчас тесла перевернула рынок.
Бекзод Гулямов также поделился своим личным мнением, что если говорить о мясе и мясных продуктах, то он не думает, что наш народ может принять понятие «веган». Он отмечает, что исключением может стать лишь очень малая часть жителей Узбекистана. Это связано с укоренившимся пристрастием к мясным продуктам.
В заключение представитель Dolce Italia сказал, что предугадать как этот вопрос будет восприниматься общественностью в будущем очень сложно, потому что даже 10 лет это очень большой срок в плане развития и промышленности.