19:27 | 19.1.22

Каким будет будущее с беспилотными автомобилями

Взгляд.uz разбирает, в чем будут особенности городов без водителей, какие барьеры препятствуют внедрению беспилотных автомобилей и как в Узбекистане стали разрабатывать беспилотные летательные аппараты.

Каким будет будущее с беспилотными автомобилями

Развитие искусственного интеллекта позволило создавать беспилотные автомобили и формировать рынок беспилотных технологий, который с каждым годом постепенно усовершенствуется и внедряется в нашу жизнь.  Беспилотные автомобили в существенной степени снижают риск ДТП и стабилизируют ситуацию на дорогах, снижая тем самым роль и влияние человеческого фактора. Эксперты утверждают, что к 2028 году объем рынка роботизированных автомобилей составит минимум 42 млрд долларов, а доля беспилотных автомобилей в мировых продажах достигнет 13%. Многие международные IT-корпорации уже представили прототипы самоуправляемых машин, а также продумали их регулирование на дорогах. Но так ли все безоблачно на самом деле? Как начиналась разработка беспилотного управления, какое будущее ждет робокаров и какие прогнозы можно сделать сейчас, в чем заключаются основные барьеры внедрения беспилотных автомобилей и как в Узбекистане планируется развитие данной сферы?

  • Важно отметить, что не изобрели полностью беспилотных автомобилей, когда от пассажира автомобиля не требуется ничего кроме старта автопилота и определения пункта назначения. Говоря о беспилотных автомобилях, мы подразумеваем движение автомобиля почти без контроля пилота, особенно на дорогах с «предсказуемым» движением: на шоссе или автостраде. Но водитель должен быть готов в любой момент взять управление на себя, так как в некоторых нестандартных ситуациях автомобиль может реагировать на обстановку на дороге не совсем верно и это может привести к аварии. Существуют и автомобили, где внимание водителя уже не требуется.

Первый беспилотный автомобиль

Идея передачи управления в руки искусственного интеллекта в прошлом столетии рассматривалась как утопическая и нереальная. Сейчас же не представляет особой сложности не то чтобы представить — даже спрогнозировать ближайшее будущее, а также сам рынок беспилотных автомобилей.

С чего же все началось?

К разработке автопилотного автомобиля пришли не сразу: сначала, в 1950-годах,   технологи General Motors протестировали «умный» автомобиль Firebird II, который кроме новой системы торможения имел магнитные датчики и взаимодействовал с «умной» дорогой (с электро-кабелем под асфальтом). Одна из версий этого концепт-кара оснащалась первой системой автопилота, которая известна сегодня в качестве круиз-контроля. Круиз контроль отвечает за удерживание постоянной скорости и значительно облегчает задачи водителя на дороге.

  • Далее путь к робокарам сопровождался такими разработками, как самоуправляемая, а после и радиоуправляемая тележка, «умная» машина Дикманса или автоматизированный Mercedes-Benz Vario, проект «Прометей». Приходя к XXI веку, можно заметить большой интерес к разработке беспилотников современными международными автомобильными компаниями.

Что сейчас?

Согласно статистике, в 2018 году было выпущено чуть больше 137 тысяч беспилотных автомобилей, а в 2019 — уже свыше 330 тысяч. Аналитики прогнозируют, что к 2023 году количество автономных транспортных средств на дорогах достигнет 745 тысяч. И хотя по сравнению с производством обычных автомобилей, робокары значительно уступают, стоит понимать всю ответственность их массового использования на дорогах.

Какие барьеры в законодательной и маркетинговой сферах препятствуют внедрению беспилотных автомобилей?

  • Законодательство стран мира еще не адаптировано под использование данной технологии;
  • Сложность в установлении лица, который будет нести ответственность в случае ДТП;
  • Негативный опыт людей может характеризовать продукцию как нежелательную, немаловажным фактором является и страх людей перед новыми технологиями, а также нежелание изменять своим привычкам;

Сложность внедрения беспилотных автомобилей может обуславливаться и по причине высоких затрат на новое производство, а также из-за недостаточной выработки механизма по принятию решений в критических ситуациях, когда авария неизбежна.


Перспектива и прогнозы

Тем не менее, перспектива внедрения беспилотных автомобилей достаточно многообещающая. Среди преимуществ можно выделить увеличение пропускной способности дорог в связи с более рациональным использованием дорожного полотна, экономия времени, снижение цен на автоперевозки за счет экономии на заработной плате водителям и более разумного использования топлива.

Что показало исследование Json & Partners

  • Ограниченное использование. В период с 2018-2023 годы автономные автомобили будут использоваться, но в ограниченных условиях. Так как искусственный интеллект имеет ряд серьезных ограничений в технических условиях, преимущественно их можно будет заметить в «продвинутых» в цифровом плане мегаполисах.
  • Законодательные, информационные и другого рода барьеры. Беспилотники столкнутся с юридическими, информационными и технологическими препятствиями в большинстве стран. По прогнозам, наиболее широкое применение и благоприятные условия обеспечат в США, Китае, Европе и, возможно, в России.
  • Влияние на экономику сначала городов, а потом и стран станет заметным уже к 2022-2023 годам. С одной стороны, существенно уменьшатся пробки и снизится загруженность транспортной системы. С другой стороны, увеличится безработица.
  • Высокоскоростная сеть. «Умные» машины потребуют высокоскоростного подключения к сети, ведь они будут генерировать колоссального объема трафика. Нынешняя инфраструктура телекоммуникаций потребует скорейшей модернизации, и некоторые страны могут оказаться неготовыми к столь кардинальным изменениям.

Как обстоит ситуация в Узбекистане

Узбекистан, одним из первых среди стран Центральной Азии, освоил производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и при этом уже выпустил БПЛА двух видов — самолетного типа и квадрокоптер.

  • Предполагается, что устройства будут использоваться в качестве разведывательных дронов пограничными войсками страны, особенно, в труднодоступной горной местности.

При Госкомитете оборонной промышленности образован научно-производственный центр беспилотных авиационных комплексов. Данный центр наладил выпуск беспилотных летательных аппаратов «Лочин» (Сокол), полностью отвечающих международным техническим требованиям и стандартам, — сообщили в Госкомитете.


Читайте также: Искусственный интеллект: развитие, перспектива, необходимость правового регулирования


При этом важно отметить, что в законодательстве Узбекистана — в статье 244-4 Уголовного кодекса РУз закрепляется следующее:

  • Незаконный ввоз, сбыт, приобретение, хранение или использование беспилотных летательных аппаратов) предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет.