Майндфулнесс, ретриты и випассана: откуда пошел тренд на восточные духовные практики
Специально для Взгляд.uz психотерапевты рассказывают об истоках тренда на различные виды йоги, статистические и динамические медитации, всевозможные ретриты.
Все эти понятия очень часто стали мелькать в инфополе за последние несколько лет. Возможно, вы и сами практикуете какие-то техники для духовного развития и поэтому вполне вероятно, что вы задавались вопросом, откуда появился тренд на восточные духовные практики в западном мире. Взгляд.uz решил предпринять попытку ответить на данный вопрос. О пользе восточных духовных практик мы слышим не только от различных коучей и духовных наставников в Instagram и на YouTube, но и от знаменитостей и бизнесменов, начиная от Мадонны и Киану Ривза заканчивая Сергеем Брином, основателем Twitter Джеком Дорси,а также кинорежиссером Дэвидом Линчем. Популярность mindfulness направления (прим. ред. - направление когнитивно-поведенческой психотерапии), которое также входит в число восточных духовных практик, сложно переоценить: если до 2000 года научных статей, посвященных этой теме, было 39, то начиная с нулевых опубликованы результаты 6000 исследований.
Эти практики призваны делать людей более продуктивными, здоровыми и счастливыми, а также уменьшить интенсивность стресса, с которым приходится сталкиваться ежедневно в больших дозах. Также адепты этих направлений говорят об улучшении концентрации и прилива идей в творчестве. Mindfulness-приложения возглавляют рейтинги по скачиванию в AppStore, а собрании компаний Кремниевой Долины начинаются с «минутки осознанности». Взять хотя бы Calm, приложение-единорог по осознанности, оцененное в $1 млрд. Сейчас у него 2 млн подписчиков, каждый из них платит по $70 в год.
Мы решили обсудить феномен тренда на восточные духовные практики с четырьмя экспертами, которые работают в помогающих сферах, чтобы понять его истоки.
Первым нашим экспертом стал Даниил Даниилов, клинический психолог и когнитивно-поведенческий терапевт, автор канала «Школа психологического просвещения».
Все началось с того, как в 70-е годы в США возникла медитация осознанности (mindfulness meditation) как приложение дзенской практики «дзадзен» и системы «випассана». Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации все, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями. Также он разработал программу MBSR (Mindfulness-Based Stress Reduction – Программу Снижения Стресса на основе Практик Осознанности), которая длится восемь недель, эта программа имеет огромное количество исследований и метанализов. Что же касается непосредственно тренда на восточные духовные практики, то я это связываю с тем, что их активно начали использовать в психотерапии, а психотерапия является ключом к решению многих трудностей для современного человека, а восточные духовные практики явились частью этого процесса.
Следующим экспертом ,который поделился своим мнением на данный вопрос является Юлия Твёрдая, АСТ терапевт, автор канала «Нарвал в поисках смысла».
Я думаю, что это очень сильно связано с развитием психотерапии. В психотерапии тренд на восточные практики и поиск знаний о том, как сделать психику более здоровой был всегда. Огромное количество основателей различных психотерапевтических направлений, например, основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз или основатель психоанализа Зигмунд Фрейд смотрели на Восток и искали там то, что уже помогает и то, что хорошо работает уже тысячелетиями. И потом они адаптировали это, называли какими-то другими словами и использовали в западном цивилизованном обществе, но суть от этого особо не менялась. Это были все те же восточные духовные практики, сейчас терапия становится все более и более популярной, ее признает научное сообщество, а научное сообщество это то, на что мы сейчас ориентируемся. Наука в современном мире является мерилом качества, терапия тоже теперь имеет этот знак качества, особенно такие терапевтические направленияю, как когнитивно-поведенческая терапия, терапия третьей волны, и в этих подходах в том числе используют восточные практики, практики духовного роста.
Почему так ? Потому что то, что делает мозг, как он меняется от медитаций, от направленного внимания тоже начали изучать, изучают с помощью научных экспериментов и научными экспериментами доказывают результативность и эффективность духовных практик. Лучше всего из книг популярной литературы об этом рассказано в книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему» Йонге Мингьюр Ринпоче. Наука начала изучать, условно говоря, религию, духовность и эти практики. Терапия начала применять эти практики и называть их, и показывать откуда они, в итоге тренд идет с двух сторон: с одной стороны - популяризации терапии, потому что у людей есть деньги и возможность на нее ходить, а с другой - наука популяризирует эти подходы и все это вместе сливается в одну большую тенденцию.
Дарья Башкатова, гештальт-терапевт, автор канала «Карманный психолог».
Я на практике вижу, что все больше и больше моих клиентов увлекаются восточными практиками. Это и йога, и цигун, и различные медитации, и ретриты. В некоторых психологических направлениях тоже присутствует восточная философия. Например, в гештальт-подходе еще Ф. Перлз ввел принцип «здесь и сейчас», активно используемый в дзен-буддизме, который я и другие гештальт-терапевты используют в своих сессиях. С помощью него можно обратить внимание клиента на то, что сейчас происходит в его жизни. Как мысли и образы из прошлого или тревога за будущее разворачивается прямо здесь, в нашем с ним контакте. И происходит «чудо», чувства из прошлого заменяются настоящим моментом, который до этого не был замечен или неосознанно игнорировался.
Поэтому, думаю, на распространение восточных практик повлияло несколько моментов. Один из них, популяризация направлений психотерапии, в которой присутствуют медитации и частички восточной философии. Второй, это конечно, влияние селебрити, транслирующих пользу медитаций и йоги. Ну, а третий, распространение исследований в пользу благотворного влияния как физических, так и духовных восточных практик для ментального здоровья.
И последний человек, к которому мы обратились с данным вопрос - это Евгения Мельникова, психолог-консультант в клиентцентрированном подходе, основанным Карлом Роджерсом. Евгения является магистром психологии НИУ ВШЭ и автором канала «Граница тут».
В середине прошлого века Карл Рэнсом Роджерс, один из основателей гуманистического направления в психологии, отмечал, что культура со временем все больше и больше теряет свою однородность. Это означает, что человек – ранее целиком и полностью полагавшийся на традиции своего общества – сегодня сталкивается с такими вопросами, для решения которых ответ необходимо искать только внутри себя. Карл Роджерс пишет, что культура со временем начинает предлагать все меньше точек опор и ориентиров человеку, который в итоге может столкнуться с серьезными противоречиями в жизни и в себе. Однако несмотря на то, что сегодня мы не всегда находим ответы на свои вопросы в установках нашего общества, культура все еще предлагает нам инструменты, которые мы можем использовать для самопознания, для понимания себя и других людей. Отдельно стоящей группой таких инструментов являются восточные духовные практики, и сегодня их активно используют по всему миру. Такие практики, являющиеся довольно разнообразными, со временем трансформируются и совершенствуются, давая нам все больше способов для поиска ответов и получения внутренних ресурсов.
Польза медитативной практики хорошо описана в научной литературе, но некоторым секулярная версия медитации приносит не только пользу, но и массу психологических проблем.
После 10-дневного ретрита по медитации випассана 25-летняя американка Меган Вогт оказалась в психиатрической клинике. Из медитационного центра ее пришлось забирать родителям — сама сесть за руль она была не в состоянии. Ей казалось, что окружающие люди — ее собственные психологические проекции. Она не могла отличить реальность от воображения и говорила, что должна умереть.
До того как попробовать медитацию, Меган страдала от тревожного расстройства и принимала медикаменты, но никогда не была склонна к суициду. После лечения в клинике она пришла в относительно стабильное состояние, но постоянно думала о том, что произошло на ретрите. Спустя 10 недель она покончила с собой, бросившись с моста.
В погоне за осознанностью и духовным ростом люди начинают впадать в крайности, например, посещая длительные ретриты, которые имеют противопоказания в виде психические расстройств и не только. Немногие понимают, что для занятий духовными практиками необходим наставник, так как некоторые из них приводят к измененному состоянию сознания и ухода человека от реальности. Медитация и другие восточные духовные практики в Западной культуре сегодня - это атрибут успешности. Но необходимо ответить на вопрос, зачем конкретному человеку это нужно? Если человек, насмотревшись сериалов, где богатые и успешные медитируют, тоже начинает этим заниматься в надежде добиться успеха, то потерпит крах, практики не могут принести счастье, они являются очередным инструментом, которым необходимо уметь правильно пользоваться.
Эти практики призваны делать людей более продуктивными, здоровыми и счастливыми, а также уменьшить интенсивность стресса, с которым приходится сталкиваться ежедневно в больших дозах. Также адепты этих направлений говорят об улучшении концентрации и прилива идей в творчестве. Mindfulness-приложения возглавляют рейтинги по скачиванию в AppStore, а собрании компаний Кремниевой Долины начинаются с «минутки осознанности». Взять хотя бы Calm, приложение-единорог по осознанности, оцененное в $1 млрд. Сейчас у него 2 млн подписчиков, каждый из них платит по $70 в год.
Мы решили обсудить феномен тренда на восточные духовные практики с четырьмя экспертами, которые работают в помогающих сферах, чтобы понять его истоки.
Первым нашим экспертом стал Даниил Даниилов, клинический психолог и когнитивно-поведенческий терапевт, автор канала «Школа психологического просвещения».
Все началось с того, как в 70-е годы в США возникла медитация осознанности (mindfulness meditation) как приложение дзенской практики «дзадзен» и системы «випассана». Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации все, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями. Также он разработал программу MBSR (Mindfulness-Based Stress Reduction – Программу Снижения Стресса на основе Практик Осознанности), которая длится восемь недель, эта программа имеет огромное количество исследований и метанализов. Что же касается непосредственно тренда на восточные духовные практики, то я это связываю с тем, что их активно начали использовать в психотерапии, а психотерапия является ключом к решению многих трудностей для современного человека, а восточные духовные практики явились частью этого процесса.
Следующим экспертом ,который поделился своим мнением на данный вопрос является Юлия Твёрдая, АСТ терапевт, автор канала «Нарвал в поисках смысла».
Я думаю, что это очень сильно связано с развитием психотерапии. В психотерапии тренд на восточные практики и поиск знаний о том, как сделать психику более здоровой был всегда. Огромное количество основателей различных психотерапевтических направлений, например, основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз или основатель психоанализа Зигмунд Фрейд смотрели на Восток и искали там то, что уже помогает и то, что хорошо работает уже тысячелетиями. И потом они адаптировали это, называли какими-то другими словами и использовали в западном цивилизованном обществе, но суть от этого особо не менялась. Это были все те же восточные духовные практики, сейчас терапия становится все более и более популярной, ее признает научное сообщество, а научное сообщество это то, на что мы сейчас ориентируемся. Наука в современном мире является мерилом качества, терапия тоже теперь имеет этот знак качества, особенно такие терапевтические направленияю, как когнитивно-поведенческая терапия, терапия третьей волны, и в этих подходах в том числе используют восточные практики, практики духовного роста.
Почему так ? Потому что то, что делает мозг, как он меняется от медитаций, от направленного внимания тоже начали изучать, изучают с помощью научных экспериментов и научными экспериментами доказывают результативность и эффективность духовных практик. Лучше всего из книг популярной литературы об этом рассказано в книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему» Йонге Мингьюр Ринпоче. Наука начала изучать, условно говоря, религию, духовность и эти практики. Терапия начала применять эти практики и называть их, и показывать откуда они, в итоге тренд идет с двух сторон: с одной стороны - популяризации терапии, потому что у людей есть деньги и возможность на нее ходить, а с другой - наука популяризирует эти подходы и все это вместе сливается в одну большую тенденцию.
Дарья Башкатова, гештальт-терапевт, автор канала «Карманный психолог».
Я на практике вижу, что все больше и больше моих клиентов увлекаются восточными практиками. Это и йога, и цигун, и различные медитации, и ретриты. В некоторых психологических направлениях тоже присутствует восточная философия. Например, в гештальт-подходе еще Ф. Перлз ввел принцип «здесь и сейчас», активно используемый в дзен-буддизме, который я и другие гештальт-терапевты используют в своих сессиях. С помощью него можно обратить внимание клиента на то, что сейчас происходит в его жизни. Как мысли и образы из прошлого или тревога за будущее разворачивается прямо здесь, в нашем с ним контакте. И происходит «чудо», чувства из прошлого заменяются настоящим моментом, который до этого не был замечен или неосознанно игнорировался.
Поэтому, думаю, на распространение восточных практик повлияло несколько моментов. Один из них, популяризация направлений психотерапии, в которой присутствуют медитации и частички восточной философии. Второй, это конечно, влияние селебрити, транслирующих пользу медитаций и йоги. Ну, а третий, распространение исследований в пользу благотворного влияния как физических, так и духовных восточных практик для ментального здоровья.
И последний человек, к которому мы обратились с данным вопрос - это Евгения Мельникова, психолог-консультант в клиентцентрированном подходе, основанным Карлом Роджерсом. Евгения является магистром психологии НИУ ВШЭ и автором канала «Граница тут».
В середине прошлого века Карл Рэнсом Роджерс, один из основателей гуманистического направления в психологии, отмечал, что культура со временем все больше и больше теряет свою однородность. Это означает, что человек – ранее целиком и полностью полагавшийся на традиции своего общества – сегодня сталкивается с такими вопросами, для решения которых ответ необходимо искать только внутри себя. Карл Роджерс пишет, что культура со временем начинает предлагать все меньше точек опор и ориентиров человеку, который в итоге может столкнуться с серьезными противоречиями в жизни и в себе. Однако несмотря на то, что сегодня мы не всегда находим ответы на свои вопросы в установках нашего общества, культура все еще предлагает нам инструменты, которые мы можем использовать для самопознания, для понимания себя и других людей. Отдельно стоящей группой таких инструментов являются восточные духовные практики, и сегодня их активно используют по всему миру. Такие практики, являющиеся довольно разнообразными, со временем трансформируются и совершенствуются, давая нам все больше способов для поиска ответов и получения внутренних ресурсов.
Польза медитативной практики хорошо описана в научной литературе, но некоторым секулярная версия медитации приносит не только пользу, но и массу психологических проблем.
После 10-дневного ретрита по медитации випассана 25-летняя американка Меган Вогт оказалась в психиатрической клинике. Из медитационного центра ее пришлось забирать родителям — сама сесть за руль она была не в состоянии. Ей казалось, что окружающие люди — ее собственные психологические проекции. Она не могла отличить реальность от воображения и говорила, что должна умереть.
До того как попробовать медитацию, Меган страдала от тревожного расстройства и принимала медикаменты, но никогда не была склонна к суициду. После лечения в клинике она пришла в относительно стабильное состояние, но постоянно думала о том, что произошло на ретрите. Спустя 10 недель она покончила с собой, бросившись с моста.
В погоне за осознанностью и духовным ростом люди начинают впадать в крайности, например, посещая длительные ретриты, которые имеют противопоказания в виде психические расстройств и не только. Немногие понимают, что для занятий духовными практиками необходим наставник, так как некоторые из них приводят к измененному состоянию сознания и ухода человека от реальности. Медитация и другие восточные духовные практики в Западной культуре сегодня - это атрибут успешности. Но необходимо ответить на вопрос, зачем конкретному человеку это нужно? Если человек, насмотревшись сериалов, где богатые и успешные медитируют, тоже начинает этим заниматься в надежде добиться успеха, то потерпит крах, практики не могут принести счастье, они являются очередным инструментом, которым необходимо уметь правильно пользоваться.
Автор: Юлдуз Максудова