В порыве неосознанного эмоционального всплеска или осознанных действий можно распространить информацию, которая окажет деструктивное влияние на общество, создаст внутриполитическую напряженность. Для недопущения такого негативного влияния во всем мире существуют нормативно-правовые механизмы регулирования информационных потоков и предусмотрена юридическая ответственность за нарушение этих нормативно-правовых актов. Ложные новости, сведения, оскорбляющие личность, клевета решительно пресекаются практически во всех странах мира. В Германии и Франции, США и Китае, России и Великобритании государство борется с информацией, подрывающей внутреннее спокойствие и порядок (ложные сведения про коронавирусную инфекцию, антиконституционные призывы, публичная клевета и оскорбление личности), а тех, кто распространяет или создает такого рода сведения, преследуют в соответствии с национальным законодательством. Узбекистан не является исключением и перенимает мировой опыт в сфере регулирования информации и введения наказаний за нарушения законодательства.
СМИ, блогерам и другим публичным деятелям в нашей стране необходимо осознать их роль в создающемся новом обществе, их ответственность не только перед своей аудиторией, но и перед государством в целом, так как их деятельность может напрямую отразиться на положении внутри страны. И, конечно же, распространителям клеветы и публичных оскорблений надо быть готовым к юридическому наказанию.
Возьмем, например, Закон «О посягательстве на Президента Узбекистана» (статья 158 УК РУз) в новой редакции от 30 марта 2021 года. Согласно статье 93 Конституции Республики Узбекистан Президент является гарантом соблюдения прав и свобод граждан, представляет страну внутри и на международной арене, а его личность, согласно статье 91 Конституции, охраняется законом. То есть Закон «О посягательстве…» лишь уточняет формулировки, обозначенные еще в Конституции.
Президент представляет народ Узбекистана, является гарантом Конституции, прав и свобод, при этом он еще и гражданин страны, то есть пользуется правами и обязанностями гражданина. Оскорбление и клевета, осуществленные публично, затрагивают Президента не только как руководителя и представителя страны, ее народа, но и как гражданина. Это нарушение как его личных гражданских прав, так и профессиональной репутации. Помимо этого, публичное оскорбление или клевета, создание или распространение этой информации в обществе ведет только к напряженности, деструктивным тенденциям, что противоречит интересам граждан. Поэтому такие действия со стороны СМИ, блогеров и др. должны пресекаться в рамках действующего законодательства. Сама практика существования такого законодательства соответствует международному опыту (Россия, Китай и др.). Любая ложная информация (в том числе необоснованные оскорбления и клевета) создает социально-политическую напряженность в обществе, является подрывающей порядок в государстве, что противоречит любому законодательству.