Сам по себе подход Nature-based ориентируется на действиях и политике, которые защищают, развивают и восстанавливают экосистемы для решения социально-экологических проблем. Хоть этот подход и приоритезирует вопросы экологии, решения этих вопросов выстроены таким образом, чтобы соответствовать долгосрочным интересам бизнеса.
Но зачем предприятиям или чиновникам совершать дополнительные шаги и усложнять себе работу? Дело в том, что большинство ресурсов, от которых зависит работа предприятий и благополучие населения конечны и их доступность так или иначе сводится к экологической ситуации в регионе. К примеру, предприятие по производству мебели зависит от поставок древесины, а благополучие населения зависит в том числе и от доступности чистой питьевой воды, которая в свою очередь зависит от чистоты рек. Методы Nature-based позволяют решить эти и многие другие проблемы до того, как они возникнут.
Сантьяго Гоуленд предлагает рассматривать Nature-based как всеобъемлющую концепцию, которая охватывает весь спектр подходов, связанных с экосистемами, и все они направлены на решение социальных проблем. Эти подходы можно разделить на пять основных категорий:
- подходы к восстановлению экосистем;
- подходы к конкретным проблемам, связанным с экосистемами;
- инфраструктурные подходы;
- экосистемные подходы к управлению;
- подходы к защите экосистем.
Эти решения интегрируют защиту, восстановление и / или устойчивое управление ресурсами в работу предприятий и даже целых стран. Такие ресурсы включают в себя естественные и полуестественные экосистемы (например, лесами, торфяниками и пастбищами), водные системы и рабочие земли, такие как посевные площади.
Принципы Nature-based полагаются на природу как на систему жизнеобеспечения. Например, в сельском хозяйстве делается акцент на природоохранных производственных подходах, которые сокращают выбросы парниковых газов, улучшают состояние экосистем. Это позволяет снизить воздействие на климат, такое как наводнения, эрозия почвы и засухи, что сильно вредит экономике.
Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) прогнозирует, что одна только концепция Nature-based способна помочь достичь 37% от необходимого сокращения мировых выбросов.
Nature-based — конкретные кейсы использования
Безумно успешные лесные сообщества, с которыми работает Rainforest Alliance в биосферном заповеднике майя в Гватемале, являются прекрасным и многогранным примером. Они устойчиво заготавливают древесину, вырубая только одно дерево с каждого гектара леса каждые 40 лет, при этом содержа рассады местных пород для посадки.
Они также собирают древесные орехи и ксате (пальмовые листья) с лесной подстилки. В результате эти общины поддерживают почти нулевую скорость обезлесения в течение более 20 лет в регионе, который в противном случае был бы опустошен, и они делали это, строя местную экономику.
Еще один интересный пример применения концепции Nature-based, это регенеративное фермерство, которое использует уже существующие природные условия в свою выгоду, вместо того чтобы создавать новые. Помимо того, что регенеративное земледелие по сравнению с классическим требует меньших вложений, оно улучшает здоровье почвы, а здоровая почва является ценным активом для любого фермера и крупнейшим резервуаром углерода на планете.
Например, уход за существующими тенистыми деревьями и посадка новых среди сельскохозяйственных культур, регенеративная практика, называемая агролесомелиорацией, не только увеличивает накопление углерода, но также создает защитный навес, который помогает регулировать температуру и влажность, повышает биоразнообразие и продуктивность.
Почему принципы Nature-based недооцениваются
Во-первых, финансирования таких решений все еще остается недостаточным. Объем государственных финансов, потраченных на природоохранные решения, в процентах от всего финансирования борьбы с изменением климата, увеличился с 3% в 2016 году до 8% в 2018 году. Хоть это и прогресс, на данный момент требуется гораздо больше инвестиций, чтобы полностью раскрыть потенциал концепции Nature-based.
Некоторые ведущие компании ускоряют разработку соответствующих методов и начинают преобразовывать производственно-сбытовые цепочки в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Сантьяго Гоуленд отмечает, что к сожалению, большая часть мира по-прежнему предпочитает разрушение ради краткосрочной выгоды перед долгосрочными выгодами от устойчивого управления. Ценность экосистемных услуг, которые предоставляет «природный капитал», не совсем понятна для большинства компаний, в том числе то, как природные решения могут обеспечить экономию затрат по сравнению с прочими техническими решениями.
Наконец, у правительств имеется ограниченный технический опыт для определения целей природоохранных решений. Это мешает интегрировать их в стратегии развития. Интеграция подходов Nature-based в планы адаптации и координированные действия национального уровня требуют наращивания опыта для создания надежной системы, включающей цели, которые можно отслеживать и измерять.
Какие шаги надо предпринять, чтобы максимизировать выгоду от принципов Nature-based
Необходим быстрый пересмотр всей продовольственной и сельскохозяйственной системы, чтобы сместить динамику рынка с ускорения деградации почв и лесов на восстановление и регенерацию природных ресурсов.
Повышение уровня жизни населения находится в центре системных изменений: невозможно иметь процветающие леса без процветающих сообществ. Мелким землевладельцам и фермерам необходимо зеленое финансирование, чтобы сократить использование химических пестицидов и перейти к регенеративным удобрениям.
Актуализация предложения экологически чистых ингредиентов, товаров и продуктов должна сопровождаться повышением осведомленности потребителей для создания устойчивого спроса.
Наконец, нам нужны крупномасштабные инвестиции на международном уровне как из государственных, так и из частных источников. Такие инвестиции должны вырасти в три раза к 2030 году и в четыре раза к 2050 году, чтобы закрыть общемировой дефицит финансирования в размере 4,1 триллиона долларов, если мир хочет достичь целей в области изменения климата, сохранения биоразнообразия и предотвращения деградации земель.