Штамп «Апостиль» является международной стандартизированной формой заполнения сведений о законности документа. Он используется для предъявления на территории стран, которыми признана данная форма легализации. Апостиль проставляется на оригиналы и копии документов.
Данный порядок регламентации проставления апостиля в электронном виде будет возможен с 1 марта 2022 года, сообщает пресс-служба портала ЕПИГУ.
Онлайн-проставление штампа будет производиться через ЕПИГУ. Получить электронный апостиль будет возможно с помощью таких систем как E-App и E-Register.
Данный регламент утвержден Кабмином 3 декабря текущего года, которым предусмотрена возможность проставление штампа «Апостиль» в традиционной и электронной форме.
Практика внедрения данной системы проставления онлайн штампа на официальных документах внедрена в таких территориально-ближних странах как Казахстан, Таджикистан (с 2016 г.) и Российская Федерация (с 2014г.).
Согласно Гаагской конвенции, государства-участниками которой являются 140 стран, в 41 стране из которых есть возможность проверить документы со штампом «Апостиль» через систему E-register. А в 19 странах допускается проставление апостиля в электронном виде через систему E-App.
Внедрение данной системы упростит задачу традиционного получения штампа. Ведь существует ряд проблем с апостилированием официальных документов.
Например, для получения штампа традиционно, гражданам приходилось обращаться в госуслуги МИДу, территориальным управлениям юстиции, Верховному суду, Генпрокуратуре и Государственной инспекции по контролю за качеством образования при Кабмине. Далее, по действующему законодательству, заявление о предоставлении апостиля рассматривается в течение 5-20 рабочих дней.
Данная онлайн система намного упрощает вышеперечисленные процессы, и жизнь граждан соответственно. Гражданину не придется ездить в столицу или областные центры для проверки подлинности апостиля, это будет возможно сделать онлайн в течение 1 рабочего дня.
Система проставления электронного апостиля в международном масштабе внедряется с 2006 года.
Ранее, в 2020 году в Узбекистане был разработан Агентством государственных услуг проект по внедрению электронного апостиля.
Для получения электронного штампа гражданин должен обратиться с заявлением в Центр госуслуг или через ЕПИГУ, заполнив соответствующую форму. Также смотря на тип документа, заявитель должен оплатить госпошлину на:
- документы, выданные образовательными или научными организациями (например, диплом школы, лицея или вуза) приравниваются 20% от БРВ, а это 54 000 сумов ;
- документы, выданные органами юстиции и записи актов гражданского состояния составят 20% от БРВ ;
- прочие документы составят 10% от БРВ.
Если заявитель обратится через портал ЕПИГУ пошлина будет оплачиваться с 10% скидкой. Поданные документы заявителем будут рассматриваться в течение 2 рабочих дней.
Также при наличии факта подделки печати или подписи ответственного лица, проставление апостиля будет отказано.
Проставления апостиля не распространяется на следующие документы:
- документы, которые выданы зарубежными дипломатическими и консульскими учреждениями Узбекистана;
- документы, которые связаны с коммерческими или таможенными операциями;
- идентификационные документы Узбекистана, такие как паспорт, ID-карта, военный билет.