Поправки в конституцию изменят ситуацию с правами человека

Новости

Эксперт проанализировала работу в области защиты прав человека в стране за последние годы.

Права человека охватывают отношения между отдельными лицами, а также между лицами и государством. Однако практическая задача защиты прав человека является, прежде всего, задачей национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство и Узбекистан не исключение.

Узбекистан присоединился к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам ООН и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.

В Узбекистане последовательно осуществляется процесс укрепления законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов в данной области в национальное законодательство и выполнению соответствующих международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.

В соответствии с международными обязательствами в Узбекистане создана база нормативно-правовых актов о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах человека: принято 12 конституционных законов, 18 кодексов и более 700 законодательных актов, регулирующих права и основные свободы человека, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и соответствующих международных соглашениях и договорах.

При этом сформирована национальная система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека и выполнения международных норм и принципов в сфере прав человека.

Узбекистан первым из государств Центральной Азии создал действенную институциональную систему защиты прав человека, включающую в себя, наряду с традиционной правоохранительной системой (суд, прокуратура, адвокатура), внесудебную систему - парламентский Омбудсман, Бизнес-Омбудсман, Омбудсман по правам ребенка и Национальный центр по правам человека.

Также подписаны меморандумы о сотрудничестве с национальными правозащитными учреждениями ряда зарубежных стран, и Омбудсман стал полноправным членом международных организаций, таких как Международный институт омбудсменов, Европейский институт омбудсмана и Азиатская ассоциация омбудсменов.

Немаловажным является и то, что расширились полномочия Омбудсмана: право вносить в соответствии с законом вопросы на рассмотрение Конституционного суда, обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах граждан без уплаты госпошлины, вносить предложения руководителям госорганов об устранении выявленных нарушений закона в области прав и свобод человека, причин и условий, допускающих их и право законодательной инициативы и другие права.

В 2019 году ввели и усилили Национальный превентивный механизм по предупреждению пыток при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане). Согласно ему, Уполномоченный будет принимать меры по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярных посещений мест лишения свободы. На данный момент Омбудсман и общественные группы провели около 400 мониторинговых посещений мест лишения свободы.


Это говорит о том, что вопрос обеспечения прав и свобод человека в Узбекистане находится под пристальным вниманием не только государства, но и институтов гражданского общества, которые принимают активное участие в совершенствовании законодательства, проведении общественного мониторинга прав социально уязвимых слоев населения, подготовке периодических национальных и альтернативных докладов по выполнению международных обязательств.


Кроме того, в последнее время развивается общественный контроль за деятельностью органов судебной власти, правоохранительных и контролирующих структур через расширение мандатов института Омбудсмана, Национального центра по правам человека, создания института Бизнес-омбудсмана, введения системы отчетности силовых структур перед палатами парламента и непосредственно населением.

В Узбекистане принимаются практические меры по гармонизации национального законодательства с международно-правовыми стандартами в области прав человека. Принята долгосрочная Национальная Стратегия Узбекистана по правам человека, которая служит эффективной реализации политики в этой области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в частности улучшению позиций в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах.

Поэтому закрепление в статье 44 Конституции права каждого человека в соответствии с законодательством и международными договорами Узбекистана на защиту своих прав и свобод и законных интересов Национальными институтами по правам человека, будет способствовать эффективной реализации госполитики в этой области, уважению человеческого достоинства, обеспечению прав и свобод, законных интересов каждого человека, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене.



Джавакова К.В.


доктор философских наук, профессор

Материалы по теме

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.