Повышение статуса педагога могут закрепить в Основном законе страны

Новости

Замдиректора Исследовательского института правовой политики при Минюсте Узбекистана, доктор юридических наук и профессор Абдулазиз Расулев рассуждает о предложении Главы государства закрепить в Конституции статуса педагога и невмешательства в его деятельность.

Необходимость закрепления вопроса на уровне Конституции

В ходе встречи с членами Конституционной комиссии Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил важность закрепления статуса педагога в Основном законе. Для народов Узбекистана наставник и учитель являлись самым уважаемым и почитаемым человеком.
Не зря наш мудрый народ говорит: «Устоз отангдек улуғ!» (Почитай учителя как отца!).

Примечательно, что Глава государства сам начинал свою карьеру в вузе и эти предложения им выдвинуты с учетом большого опыта в этой сфере. Поэтому закрепление статуса педагога на уровне Конституции считаю очень правильным и своевременным.
Однако сейчас трудно сказать, что педагог является престижной и привлекательной профессией для молодежи. Увы, отношение к ним также неоднозначное. Конечно, это негативно отражается на качестве образования.





В последние годы акцентируется внимание на повышение статуса педагога, привлекательности этой профессии. Выделяются дополнительные средства. Постановлением Президента Узбекистана «О мерах по привлечению квалифицированных специалистов в бюджетные организации, расположенные в отдаленных районах» учителям, осуществляющим деятельность в других регионах, предусмотрено выделение единовременной первоначальной денежной помощи в 50-кратном размере базовой расчетной величины с выплатой ежемесячной денежной компенсации в двукратном размере базовой расчетной величины за аренду жилья.
Уже три года обсуждается вопрос о необходимости отдельного закона о наставниках. Так, Закон «О статусе учителя» проходил обсуждение в Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов еще в январе 2019 года (Законопроект был разработан Министерством народного образования), в последующем после доработки в ноябре-декабре 2020 года был выставлен на обсуждение Закон «О статусе педагогического сотрудника» (Законопроект был разработан Министерством юстиции). Многие представители научно-академических, экспертно-аналитических кругов неоднократно предлагали эту идею отразить в Основном законе. Видимо, именно сейчас наступила время внесения этих предложений, которые будут восприняты обществом с большой благодарностью.

Во многих развитых Азиатских странах поддержка педагогов закреплена в законодательстве. К примеру, в Конституции Южной Кореи статус учителей определен в законах этой страны. В Конституции Малайзии вопросы статуса и подготовки учителей законодательно определены в общегосударственном (федеративном) масштабе. В Конституциях ОАЭ и Катара указано, что государство должно стремиться создавать условия для качественного образования, что требует повышения статуса учителей.

Материалы по теме

Не пропустите важное!

Подписывайтесь на наш Telegram канал, чтобы первыми узнавать о главных событиях.