За последние пять лет возведено более 8 тысяч многоквартирных домов на 250 тысяч квартир, 21 тысяча сервисных и более 10 тысяч социальных объектов, 31 тысяча предприятий. Объем строительных работ увеличился в 4 раза, составив в 2021 году 107 триллионов сумов, а за пять месяцев текущего года — 46 триллионов сумов. Более того, по данным Госкомстата, по состоянию на 1 января 2022 года объем услуг в сфере архитектуры составил около 6,2 триллиона сум.
Читайте также: Грандиозные планы по строительству и благоустройству: каким будет Узбекистан к 2026 году
Разбираем, как развивается строительная сфера и что решено изменить.
Недостатки
На совещании было отмечено, что несмотря на рост, в отрасли все еще есть недостатки, прежде всего в проектировании и обеспечении качества. Приоритет отдан строительству, но ослабло внимание к архитектурному делу.
Во многих местах ранее утвержденные генеральные планы уже не соответствуют нынешнему демографическому и экономическому росту.
Согласно анализам зарубежных экспертов, если генеральных планов не будет, к 2030 году затраты на инфраструктуру увеличатся вдвое, а сельскохозяйственные угодья сократятся на 30 тысяч гектаров.
Из-за того, что система формирования цен на товары и услуги в строительстве не упорядочена, не существует единого подхода к оценке работ. Вследствие этого имеется широкий простор для хищения средств и коррупции.
Был затронут также вопрос качества. Есть специальная государственная инспекция, которая проверяет строительные работы на качество. Однако, на совещании отметили, что сотрудники инспекции видят свою главную задачу в наложении штрафов. Хотя 70% недостатков в области строительства повторяются и их легко предупредить.
Недостатки в ипотечном кредитовании. В частности, в бюджете на текущий год заложены 13 триллионов сумов кредитных ресурсов коммерческим банкам для 43 тысяч единиц жилья и 1,2 триллиона сумов субсидий 29 тысячам человек. Но к настоящему времени выделено лишь 28-30% этих средств.
Читайте также: Риски строительной сферы или как обеспечить надлежащую технику безопасности
Что изменится
Новая система регулирования строительных и проектных работ на махаллинском, районном, городском, областном и республиканском уровнях. Для разработки генеральных планов и мастер-планов регионов будет создан Республиканский совет. Разработка генерального и мастер-планов будет происходить в 3 этапа:
- На первом этапе Республиканский совет должен будет утвердить главную схему области с указанием направлений развития на 5-, 10- и 20-летнюю перспективу, определить в ней границы земель и инфраструктуры.
- На ее основе, на втором этапе, будет разработан генеральный план региона. В нем будут определены промышленные, сервисные и жилые зоны, расположение дорог и инфраструктурных сетей.
- На третьем этапе главные архитекторы и первые заместители хокимов областей, районов и городов утвердят мастер-планы, в которых будет конкретно указано расположение жилого фонда, школ, детских садов, больниц, объектов торговли и обслуживания.
- В Министерстве строительства будет введена должность Главного архитектора со статусом первого заместителя министра. В регионах откроются проектные офисы во главе с первыми заместителями хокимов и главными архитекторами областей. Руководить районными и городскими отделами строительства будут архитекторы.
Теперь Министерство строительства не будет решать такие вопросы, как определение места расположения магазина в махаллей или освещение здания.
Совершенствование градостроительных правил. Будет отменен порядок получения заключения технического совета для проектов, подготовленных на основе международных стандартов, проекты, прошедшие экспертизу за рубежом, будут признаваться напрямую.
Расценки. Из градостроительных правил уберут 147 норм, связанных с оценкой строительных работ. Вместо них запустят платформу «Классификатор строительных ресурсов». Также будут созданы условия для рыночного образования цен более чем 100 тысяч строительных материалов и услуг.
- Чтобы сократить сроки подготовки проектов в программе «Шаффоф курилиш», будет создан электронный каталог типовых проектов социальных объектов. Все заказчики, проектные и подрядные организации смогут свободно пользоваться ими.
Деятельность компаний единого заказчика при хокимиятах областей.
- Даны поручения по привлечению к ним иностранных менеджеров, квалифицированных архитекторов и инженеров, цифровизации процесса строительства и учета объема выполненных работ;
- Со следующего года функции компаний единого заказчика по разработке предпроектной документации, техническому надзору за новым строительством будут поэтапно переданы частному сектору на аутсорсинг.
Улучшение качества строительства. Выявлена необходимость пересмотреть деятельность государственной инспекции и сосредоточить ее работу на анализе и устранении причин системных недостатков в строительстве. Министерство строительства займется цифровизацией всех процессов от регистрации объектов до их приемки в эксплуатацию.
Подготовка кадров. Архитектурным институтам в Ташкенте и Самарканде будет предоставлена академическая и финансовая независимости. При этом:
- Обучение будет осуществляться на основе международных образовательных программ;
- Студенты будут закреплены за ведущими проектно-изыскательскими институтами и строительными кластерами.
Ипотечное кредитование. Для сокращения бюрократии, будет начата организация ипотечных центров, которые будут оказывать комплексные услуги населению.