Систематизация законодательной базы и антикоррупционная экспертиза: как изменится правовое регулирование
Взгляд.uz разбирает, почему многие постановления правительства были отменены и как будут проводить экспертизу нормативно-правовых актов.
По предложению Министерства юстиции в прошлом году было решено отменить около 2500 устаревших, создающих бюрократические препоны актов законодательства. Планируется также ввести новую систему пересмотра утративших свою актуальность законов, на данный момент утратившими силу признаны около 500 актов Президента.
Указом устанавливается и ряд новых правил, которым необходимо следовать в процессе нормотворчества и среди которых можно выделить: разграничение актов палат парламента, Президента, Кабинета Министров и органов государственной власти на местах, принятие нового нормативно-правового акта вместо редакции законов. Более того, акты, устанавливающие дополнительные нерабочие дни в период празднования официальных дат, а также организацию проведения мероприятий признаются утратившими силу по окончании этого года.
Читайте также: «Регуляторная гильотина»: основной драйвер экономического роста
Практика пересмотра и отмены нормативно-правовых актов позволит:
Сейчас работа по рассмотрению постановлений и других актов продолжается. Разбираем, какие документы было решено отменить и как будет систематизироваться законодательная база страны.
Устаревшие и несоответствующие нормы
Недавно отменили 422 постановления правительства. При этом из них 90% (331) утративших силу документов составляют целостные решения, а 10% (91) — отдельные параграфы.
Отмена постановлений была связана со следующими причинами:
Нет коррупции и бюрократии
В Узбекистане ведется активная борьба с коррупцией и бюрократией.
Читайте также: Борьба с бюрократией: предпринятые меры и полученные результаты
Теперь нормативно-правовые акты будут подвергаться антикоррупционной экспертизе.
При этом антикоррупционную экспертизу смогут проводить не только Агентство по борьбе с коррупцией, Министерство юстиции и его территориальные подразделения, юридические службы государственных органов и организаций, являющихся разработчиками проектов нормативно-правовых актов, государственные органы и организации, на которые возложено обеспечение исполнения законов, но и сама общественность.
Указом устанавливается и ряд новых правил, которым необходимо следовать в процессе нормотворчества и среди которых можно выделить: разграничение актов палат парламента, Президента, Кабинета Министров и органов государственной власти на местах, принятие нового нормативно-правового акта вместо редакции законов. Более того, акты, устанавливающие дополнительные нерабочие дни в период празднования официальных дат, а также организацию проведения мероприятий признаются утратившими силу по окончании этого года.
Читайте также: «Регуляторная гильотина»: основной драйвер экономического роста
Практика пересмотра и отмены нормативно-правовых актов позволит:
- систематизировать законодательство и упростить их пользование и применение гражданами и предпринимателями;
- снизить расходы, связанные с использованием юридической информации и услугами юриста;
- усовершенствовать активный консультационный процесс для предпринимателей;
- устранить разногласия и дублирование в законодательстве.
Сейчас работа по рассмотрению постановлений и других актов продолжается. Разбираем, какие документы было решено отменить и как будет систематизироваться законодательная база страны.
Устаревшие и несоответствующие нормы
Недавно отменили 422 постановления правительства. При этом из них 90% (331) утративших силу документов составляют целостные решения, а 10% (91) — отдельные параграфы.
Отмена постановлений была связана со следующими причинами:
- наличие повторяющихся норм в других документах;
- несоответствие норм другим документам;
- неактуальность норм;
- признание утратившими силу других решений, которые были изменены и дополнены;
- обеспечение исполнения разовых, временно исполняемых поручений, установленных в постановлениях.
Нет коррупции и бюрократии
В Узбекистане ведется активная борьба с коррупцией и бюрократией.
Все должны вести решительную борьбу как с коррупцией, которая разрушает строй изнутри и является залогом социальной стабильности, так и с бюрократией в любых ее проявлениях, а также с пренебрежением к людям, пороками местного и группового характера, — отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Читайте также: Борьба с бюрократией: предпринятые меры и полученные результаты
Теперь нормативно-правовые акты будут подвергаться антикоррупционной экспертизе.
При этом антикоррупционную экспертизу смогут проводить не только Агентство по борьбе с коррупцией, Министерство юстиции и его территориальные подразделения, юридические службы государственных органов и организаций, являющихся разработчиками проектов нормативно-правовых актов, государственные органы и организации, на которые возложено обеспечение исполнения законов, но и сама общественность.
- Пока данный законопроект принят в первом чтении.
Положения данного закона позволят предотвратить коррупцию, а также искоренить злоупотребления должностными полномочиями и иными видами коррупционных правонарушений, — отмечает депутат Расул Кушербаев.