В частности, закрепляется судебный порядок заключения и содержания под стражу. Задержание до принятия решения суда ограничивается 48 часами. За этот период нужно предъявить обвинение или найти законные основания для заключения под стражу. В противном случае задержанный подлежит незамедлительному освобождению.
Если будет выявлено, что задержание будет незаконным, то государство будет обязано возместить вред, причиненный потерпевшему,
Одним из важных поправок является закрепление «правила Миранды». Оно требует от государства уважения прав человека, даже если он задерживается по подозрению в совершении преступления.
Правоохранительные органы при задержании не разъясняют права задержанному, не объясняют причину задержания. Из-за этого подозреваемые не могут получить помощь адвоката. Иногда их и заставляют «признаться» в своей вине. Закрепление правила Миранды защищает личную свободу человека от неправомерных действий правоохранительных органов. Кроме того, государство будет обязано разъяснить права задержанных.
Поправки признают свободу человека также и в его действиях. Так, предлагается закрепить в Конституции возможность совершать все то, что не запрещено. При этом человек может совершать любое действие, не запрещенное законом и не нарушающее права других лиц. Такое правило больше соответствует свободе личности.
Кроме того, закрепляется недопущение привлечения к уголовной ответственности лишь на основании неисполнения договорных обязательств. Сегодня в условиях рыночной экономики договорные отношения стали популярными. Само по себе нарушение договора не является преступлением, а влечет гражданскую ответственность.
Однако были случаи признания факта неисполнения договора как преступление. Такое положение дел является несправедливым. Конечно, никто не отменит уголовную ответственность, если речь идет о прикрытии преступления договором (например, мошенничество). В свою очередь, это позволит разграничивать в судебно-следственной практике обычное неисполнение договора от преступлений, совершаемых под прикрытием каких-либо договоров.
Доктор юридических наук,
профессор Абдулазиз Расулев.